Из фаната Зачарованных я стал фанатом Декстера

02.08.2021

Недавно по инету пошла новость, что отгремевший своё в 13-м году сериал Декстер получит ещё один сезон. Ибо закончился он, дескать, донно, и поэтому надо сделать нормальный конец - это почти цитата создателей нового сезона.

Давайте чекнем один из актуальных трейлеров:

Надеюсь, выйдет не как с Тёмными судьбами, про которые Кэмерон (создатель первых двух частей Терминатора, мать их!) говорил похожее - что, мол, все эти сиквелы (Терминатор 3, 4, Генезис) - говно собачье, давайте их забудем. Окей, забыли. И получили Тёмные судьбы с терминатором без мозга.

Так вот, когда я услышал, что Декстер возвращается, я глазам своим не поверил. Я весьмашный его фанат. Ацкий. И вспомнил, что уже много лет держу отложенную в долгом ящике задумку прочитать книги о Декстере. Да, для тех, кто не в курсе, сериал Декстер снимали на основе книг. Я не знаю, насколько те, кто не в курсе, вообще хотят быть в курсе этого, ибо сериал прошёл давно, поэтому вряд ли его кто-то сейчас знает, кроме преданных фанат-маньяков вроде меня.

Зато мы, фанат-маньяки, знаем, помним и любим.

Но я вот например и сам знал, что по книгам, но я упорно не читал их, и видимо, добрался бы до них своим ходом в каком-нибудь 2032-м году.

Так вот, прочитал я все 8 книг, и что я могу сказать.

Главное: после сериала книги я читать не советую. Я прочитал их за вас, взял удар на себя и хочу вас защитить) Я еле дотерпел эти 8 книг до конца, уже после первой поняв, что меня ждёт шляпа, и это нужно просто пройти и удалить.

Быстрое чтение книг - блицкниг.

Если вы хотели прочитать и составить своё мнение, и моё "книги я читать не советую" вас не остановило, то дальше вам нельзя, пожалуй, ибо дальше будут хоть и поверхностные, но всё-таки спойлеры.

Я дочитал 8-ю книгу вчера, поэтому ниженаписанное - максимально свежее первое впечатление. Возможно, я к нему ещё вернусь и апдейтну, но пока как есть. (Этот черновик я закончил 12 января 2021, потом он лежал 7 месяцев, сейчас я к нему вернулся, перечитал, прислушался к ощущениям и ничего не изменилось - чтение книг было пустой тратой времени). В целом мою негативную оценку можно объяснить эффектом первой версии (сначала я увидел сериал, потом прочитал книгу, поэтому сериал ощущается более важным и сильнодействующим) и всем вот этим сравнением сериала и книги, но всё объяснить этим эффектом точно не получится. Есть объективно корявые моменты в книгах, которые будут корявыми независимо от наличия сериала. Но наличие сериала наоборот подчёркивает что корявость увидел не только я, но и его создатели, и они решили всё исправить и сделать как надо.

Первая книга достаточно близко совпадает с 1-м сезоном, я даже под конец начал реально бояться что дальше я буду ещё 7 раз читать то, что уже видел. Но потом:

Если сравнивать 2-8 книги с 2-8 сезонами, то там нет ничего совпадающего по сюжету. Ни одного общего злодея или сюжетного хода. Во 2 книге тоже было про преследование Доуксом Декстера, но происходило это по-другому, да и это всё. Дальше я просто как будто прочитал 6 книг-фанфиков по мотивам сериала. Тоже есть Декстер-убийца, у него есть Дебора и Рита, а остальное всё новое.

С одной стороны, это было интереснее читать, чем если бы это были просто копипасты сериала. С другой - у меня чувство, будто автору Декстер не особо интересен, не особо понятен и автор его не любит. Мужик (автор) просто работает - пишет книги. В книге должен быть герой и антигерой - галочка. Должна быть женщина - галочка. Должно быть то и сё - галочка. Тут филлер, тут кульминация, тут яма, тут напряжение - галочка, галочка, галочка. Всё по методичке, технология соблюдена. У автора контракт с издательством, в год надо выдавать по книге. Ну, он и выдаёт.

Написаны все 8 декстеров плюс-минус в жанре детектива с попыткой примешать экшен, но работает это достаточно дохленько. В первую очередь из-за языка и слога. Язык средний, ты просто читаешь текст, и он тебя никак не впечатляет, не удивляет, текст и текст. Я тоже работаю с текстом, лет так 20, и кое-что в этом понимаю. И я вижу, когда над текстом работали, а когда - и так сойдёт.

В 2020-м я читал Айн Рэнд, про неё я напишу отдельные рецензии, вот у неё, конечно, слог абсолютно днищный, это прям по шкале 1-10 где-то на 3 балла. С другой стороны, в том же 2020-м я читал Агату Кристи, и у неё со слогом всё в порядке, хоть она сильно из 20-го века. Условно Агате я бы дал 8 баллов. А автору Декстера давайте бахнем 5.

Дальше - сюжет. В детективах читатель не знает кто убийца. И мы идём вслед за автором и в конце узнаём. В Декстере мы знаем убийцу. И мы, как кретины, просто ждём, пока Декстер заберёт детей из сада, сходит с женой посмотреть новый дом и пока пройдёт сцену ревности, тупости, склерозности.

В сериале мы тоже знаем кто убийца, и это нам не мешает. Потому что сюжет выстроен здоровым образом. Сериал - про атмосферу. Чего стоят саундтреки, ночные съёмки, закадровый голос, образ отца и прочие воспоминания. То, что мы знаем убийцу и тоже "просто ждём", не портит удовольствие.

В сериале мы не ждём конца, нет этого в смысле идиотского "ну когда там уже". А в книге - оно есть. Ты листаешь и именно что ждёшь - НУ КОГДА УЖЕ ТЫ ДЕКСТЕР ВСЮ ЭТУ ХЕРНЮ ПЕРЕДЕЛАЕШЬ И НАКОНЕЦ ЗАМОЧИШЬ ЭТИХ КОЗЛОВ!? В 5-м сезоне мы понимаем, что главный злодей Джордан Чейз, и Декстер сразу берётся за дело. У него на пути встают дружки-подельники Чейза, и их тоже приходится убивать, и всё логично и складно. Декстер серийный убийца - и он убивает людей. А в книге он серийный убийца, но мы 150 страниц подождём пока он забирает детей из школы и стоит в пробках, прежде чем доберётся до антагониста. У той же Агаты Кристи и с построением сюжета порядок, и с полировкой деталей и вот с этой всей творческой составляющей.

Джефф Линдсей, автор книг о Декстере, просто в силу того, что родился сильно позже Агаты Кристи, пишет более современно и технично. Но на неком общечеловеческом уровне он у меня вызвал такое ощущение, будто пишет он всё-таки хуже Агаты. Если бы они родились и жили в одно время, то он бы ей проебал. Кстати, я щас думаю про это и понимаю, что Агата как раз своих персонажей и книги свои любила. Да, она тоже работала, но делала это с любовью и страстью. Про неё я тоже, наверное, напишу, но навскидку могу что привести в качестве примера её крутизны - что она как правильный автор, выцепляла кучу сюжетов для своих книг из жизни. Откуда Джефф брал сюжеты для книг о Декстере - кроме как "высасывал из жопы" я не могу ничего придумать. Причём, из жопы ведь тоже нужно уметь высасывать.

"И треснув, зеркало звенит" - я просто советую этот детективчик Агаты Кристи. Если вы слышали когда-нибудь про "Мисс Марпл" - вот там она как раз. Я когда дочитал, после слёз и мурашек, в которых я сидел, я первым делом полез в инет, потому что я впервые после завершения детектива Агаты Кристи (а я на тот момент их прочитал уже штук 20) подумал, что такое придумать нельзя, у этого должна быть основа в виде реальных событий. И что вы думаете? Да, была! Как автор я унюхал приёмчик другого автора через книгу, написанную 60 лет назад, это было весьма приятно. Как будто раскрыл преступление)

На фоне Агаты Кристи да или бедного Конан Дойла с его Шерлоком (если говорить о детективах), Джефф Линдсей хоть и придумал новую благодатную интересную тему, но нормально раскрыть её не смог. Видно, что он местами старался, выдумывал прикольные оборотики, у него нормально получилось прописать несколько персонажей, но в целом было тотальное непонимание, как именно надо писать книгу от лица серийного убийцы, чем именно читатель должен наслаждаться, чему сопереживать.

В частности, много унылой бытовухи, какого-то вялого неуверенного обычного самокопания, совершенно обыденных проблем и вот этого всего. У меня это вызывало страшную ассоциацию с сериалом Ходячие мертвецы. Там люди ходят и говорят. Нам показывают пейзажи. Кто-то в кого-то влюбился, вот тут у нас лгбтшники, тут нужно спасти ребёночка, тут кто-то не сказал что умирает от спида и получил скандал, а тут все сидят обнимаются и плачут потому что кто-то опять вспомнил как ДО ВСЕГО ЭТОГО ЗОМБИ-АПОКАЛИПСИСА ХОДИЛ С ЖЕНОЙ В ЭТОТ МАГАЗИН, ГДЕ ОНИ СЕЙЧАС УКРЫВАЮТСЯ ОТ ТОЛПЫ ЗОМБИ. Санта-Барбара снимается в другом павильоне, кретины! От Ходячих зрители ждут ходячих. Зомби жрут людей, все стреляют, кровища, трупы, мародёры, отстреленные головы из снайперской винтовки, отстреленные головы из шотгана, ручной гранатомёт, поездка на танке, и как из-под гусениц мозги зомбаков брызгают на стены, смерть, кровища, смерть. Отношения и воспоминания - это не то, ради чего зрители смотрят фильмы про зомби! И вот то же самое ощущение "ДА НЕ ТО БЛЯДЬ! НАДО ПИСАТЬ НЕ ЭТО, НЕ ПРО ЭТО, НЕ ТАК!" - в Декстере.

Вы читаете книгу от лица серийного убийцы. Вы не хотите самокопание и бытовуху и вообще что-то стандартное - этого и так хватает в жизни. Если хочешь совместить серийного убийцу и бытовуху, нужно сделать что-то такое, чего мы ещё не видели. Придумать клей, который это всё склеит воедино. Поработать над языком, над персонажами, придумать панчлайнов или каких-то сценок в духе Пилы. Нельзя просто так взять и написать какие-то слова, думая, что это сработает.

Ваши ожидания от книги про серийного убийцу: кровища, трупы, месть, бэтмэнинг, засады, резня, больная психика, больной, но интересный взгляд на жизнь и людей, необычные решения, чёрт знает что но НЕОБЫЧНОЕ.

Реальность: Декстер отвозит детей в школу, забирает из школы. Вот он заработался и забыл что надо забрать детей из школы. Жена из-за этого устраивает ему сцену. А вот жена подозревает его в измене, хотя измены не было, давайте эту тему помусолим 20 страниц, это очень интересно. И дальше наконец мы А НЕТ, ДАЛЬШЕ МЫ ЕЩЁ ДОЛЖНЫ НА 10 СТРАНИЦ ПОЧИТАТЬ О ТОМ ЧТО ЧУВСТВУЕТ РИТА ПОСЛЕ СКАНДАЛА ПРО ИЗМЕНУ, БЕЗ ЭТОГО АВТОР НАС НЕ ОТПУСТИТ.

Это так же интересно, как снять фильм про супермена, где он регистрируется на сайте госуслуг, чтобы получить бесплатное мрт в поликлинике по месту жительства. Первые 20 минут фильма он не может попасть на сайт, потому что там ведутся технические работы, потом он опечатывается при вводе капчи и его айпишник кидают в бан на 15 минут, потом у него получается, и он ходит по страницам в личном кабинете в поисках формы для записи на мрт. В итоге оказывается, что сначала надо посетить терапевта и получить от него направление. Увлекательно, восхитительно, анонсирован сиквел.

В сиквеле супермен будет полфильма сидеть в очереди, пока мимо охают бабки. Потом за 5 минут его примут, скажут пульс-давление в норме, вам мрт не показано. Начнётся скандал, супермену нахамят и охрана выведет его на улицу.

В одной из книг была приплетена какая-то полумагия и демоны. И только в одной книге. Все остальные 7 написаны в жанре нормального детектива со 100%-м реализмом, а одна - выбившаяся больная магическая овца. Решил Джефф поэкспериментировать, называется. Вы можете представить Декстера в жанре мистического триллера?

И хрен бы с ним, если бы все 8 книг были фэнтези. В Декстера вселился демон, который его выбрал, этот демон направляет его, убивает его руками и так далее. Этакий Веном. Вполне себе рабочая история. Но только все 8 книг должны быть цельными. Во всех веном, и в других людях тоже могут быть веномы (или не могут, может веном единственный и он избрал Декстера - и это должно быть прописанной частью лора). А так если в первой книге вселился веном, во второй Декстер надел костюм железного человека, в третьей собрал машину времени и отправился в год основания Асгарда, то японский бог, ребята, остановитесь, вы слишком быстро едете крышей.

Я причём до последнего ждал в той книге членораздельного реалистичного объяснения магической чертовщине. Дождался ли я его? Хрен. Это не было его помешательство, это не были наркотики или ещё какая-то психиатрия. Просто это были демоны. Панятна.

Из фаната зачарованных я стал фанатом демонов?

В целом количество трупов в книге сильно меньше сериала, и акцента на них практически нет. Как будто автор боялся писать на эту тему и пытался затуманить-заблюрить-заполиткорректить. Не хватало только его комментария в духе "в книге о серийном убийце я хотел показать насколько важны семейные ценности и верность любимым, а также хотел донести важность ответственности за тех, кто от нас зависит". Да, молодец. Именно ради этого люди читают книги о серийных убийцах - чтобы вспомнить о семейных ценностях и ответственности. А в компьютерные игры где нужно жрать трупы и забрызгивать кишками стены зданий, мы играем чтобы научиться доброте, терпимости, спокойствию и взаимоуважению.

Если попробовать оценить книги без сравнения с сериалом, то мы получим достаточно посредственное творение, которое без допиливания напильником никуда не годится. Собственно, именно после этого самого допиливания создатели сериала и получили охренительный результат. В книге же нам дают вялотекущий сюжет, где периодически читателю напоминают сколько людей Декстер убил, но в каждой книге каждое убийство приходится ждать невероятно долго и нудно. Мне это напоминает обзоры BadComedian, когда он троллит сценаристов за то, что они раскрывают персонажей через проговаривание мотивации, а не через действия.

Как показать серийного убийцу? Он через каждые 20 страниц кого-то убивает. Кишки, кровь, тут его чуть не поймали, тут он ушёл невредимый, тут ещё что-то потом ещё. Можно показать это быстро - через признаки. Автор не показывает напрямую подготовку, выслеживание, убийство, бегство, а показывает только последнюю часть, можно даже показать как он моется в душе уже после всего. Переодевается в чистую одежду, садится ужинать и такой "фух". И пара комментариев по поводу того, какой был интересный вечер, и что теперь у него +1 фраг. Не надо тратить кучу страниц, просто между делом показать что убийца продолжает убивать, и что это для него вообще в порядке вещей, ВООБЩЕ НЕ ВСПОТЕЛИ, так сказать.

Как показывает серийного убийцу Джефф Линдсей?

Серийный убийца: я серийный убийца, я убил 50 человек, и сейчас еду забирать детей из школы.

Бурные аплодисменты. Ведущий вручает Джеффу оскара за раскрытие.

Если же сравнивать с сериалом, то увы. Во-первых, чего стоит один саундтрек. Давайте для разнообразия чекнем какой-нибудь кавер:

Чего стоит один только фон! Полноценные же саундтреки создают просто 500% атмосферы. В книге атмосфера передана намного слабее - из-за конченого слога.

Во-вторых, у сериала более собранный сюжет, более понятный и в хорошем смысле простой. Всё проходное выкинуто на хрен или скомкано как раз до того самого проговаривания. И это правильный подход - главное показывать, второстепенное проговаривать. А не наравне и тем более не наоборот.

В сериале есть 6-й сезон, вращающийся вокруг религиозной темы, всякого там апокалипсиса и подобных штук, но объясняется это в конце вполне логично - у антагониста раздвоение личности, то есть, психиатрия. Без всякой долбаной магии, как было в 3-й (кажется) книге.

Сериал ведёт зрителя сюжетом, нет никаких забираний детей через каждые 10 минут фильма. Жену выпилили в конце 4-го сезона, и дети потом тоже резко потеряли в экранном времени - подозреваю, потому что создателям надавали фидбэка как раз на тему МЫ СМОТРИМ ФИЛЬМ ПРО СЕРИЙНОГО УБИЙЦУ НЕ ЧТОБЫ СМОТРЕТЬ НА ЖЕНУ И ДЕТЕЙ, УБЕЙТЕ ИХ СКОРЕЕ ИЛИ МЫ ПЕРЕСТАНЕМ СМОТРЕТЬ ЭТО МЫЛО.

В-третьих, в-пятых, в-десятых. Сериал делали с любовью. А даже если нет, то профессионализм людей, делавших сериал, был выше профессионализма Джеффа. А книга сделана непрофессионально, неталантливо и без любви.

                                                                                      * * *

В общем, в качестве итога что можно сказать. Если бы сериала не было, а были только книги, я бы никогда о них не узнал, и слава богу. Хорошая задумка, наисреднющая реализация. Замахнулся на миллион долларов, ударил на 45 тысяч рублей, и те с кредитки. Хорошо, что Showtime подстраховали и экранизировали всё как надо.

В 2013-м году сериал закончился ни туда ни сюда, это можно считать одной из очень немногих ошибок экранизаторов, про концовку я могу сказать то же самое, что выше говорил - НЕТ, ЭТО НЕ ТО. МЫ СМОТРИМ СЕРИАЛ НЕ РАДИ ТАКОЙ КОНЦОВКИ, ВЫ НЕ ПОНИМАЕТЕ ЗРИТЕЛЕЙ. И как говорят создатели нового сезона:

«Важно, что это не 9-й сезон «Декстера». Прошло почти 10 лет, и мы начинаем в другом месте, далеко от Майами. Финал будет потрясающим, шокирующим, удивительным, неожиданным. Скажу, что новое завершение «взорвет интернет», — добавил Филлипс.

Повторю мысль из начала этого обзора - надеюсь, это не "мы поняли свои ошибки и в этот раз сделаем всё как надо" имени Джеймса Кэмерона, а действительно работа над ошибками и финал здорового человека. Давайте дадим этим людям второй шанс и посмотрим.

P.S. "Из фаната Зачарованных я стал фанатом Декстера" - строчка из моей старой песни Зима, написанной как раз во времена расцвета Декстера, послушать можно тут: https://band.link/094OJ

Музыка должна

26.07.2021

Музыка должна быть современной. Музыка должна быть интересной. Должна быть качественной. Должна качать. Цеплять. Убивать. Орать. Призывать. Учить. Развлекать. Быть запоминающейся. Быть уникальной, настоящей, честной, живой, техничной. И дальше этот список уходит в бесконечность. Миллионы людей — и миллионы вариантов что и кому должна бедная музыка.

Давным-давно музыка у меня тоже была должна налево и направо, и периодически я спорил с другими, чья музыка была должна нечто другое. В совсем незрелом возрасте я излагал свою позицию фразой «Что за говно ты слушаешь». Позже мысли стали формулироваться в чуть более осмысленную речь, но в целом это выглядело всё равно не очень:

-Музыка должна качать!
-Нет, музыка должна быть со смыслом!
-Да кому нужен твой смысл, задрот?
-Ну, явно не безмозглому тебе, это да.
*звуки возни под песню КОГДА ТВОЯ МУЗЫКА ДОЛЖНА*

Шли годы, и, как любой психически здоровый человек, я постепенно менял своё отношение к этому вопросу, обновляя его с помощью как общечеловеческого жизненного опыта, так и музыкального.

К сожалению, это обновление не закончилось чем-то эпичным, как, например, у Бэтмена, который переварил свой негативный опыт и начал бороться со злом — чётко и ясно. Мой путь закончился аморфной туманно-размытой формулировкой «музыка должна быть разной». Да и то, точнее было бы сказать «Музыка может быть разной», но если душа требует слово «должна», то почему бы и нет. Ещё можно сказать, что «музыка никому ничего не должна», и это тоже будет достаточно верно, но и тоже будет совершенно не грандиозно и бесполезно. Бесполезно, как иногда в разных программах бывают сообщения «Не удалось переместить файл» или «Ошибка: действие невозможно». Почему не удалось, ты, тупая бездушная цифровая скотина, ПОЧЕМУ!? ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ С ЭТОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ?!

Обе эти фразы про музыку — что она должна быть разной или ничего не должна — вызывают у меня ощущения, как если я подхожу на улице к прохожему, спрашиваю, как дойти до ближайшего метра, а он мне говорит:

-С зоофилами не разговариваю. — И плюёт мне под ноги.

Какие зоофилы, ты вообще о чём, ты вопрос слышал? Понял его? Ты когда-нибудь общался с людьми? Russian, motherfucker, do you speak it? С одной стороны дикое количество вопросов, с другой — дикое нежелание продолжать разговор через такую пропасть.

Такой диалог невозможно продолжить — диалог умер и сам кинул первую горсть земли на свою могилу, скорбящие расходятся, и ты стоишь один с открытым ртом перед засыпающейся могилой под дождём, а все уже ушли, а ты вроде и хочешь что-то сказать, но непонятно что и кому и зачем.

Это настолько завершающая фраза, что, возможно, этой фразой музыкант должен заканчивать не разговор, а всю свою карьеру или вообще жизнь.

-Не подскажете какие тут есть у вас в районе ближайшие мётра?
-*пауза, глубокий тяжёлый вздох, громкое сглатывание* МУЗЫКА НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖНА!!! — Достаёт из авоськи магнум и стреляет себе в висок.

Но несмотря на скучность формулировки, это работает. Не эффектно, но эффективно. Я лично для себя пришёл к тому, что разводить срачи — энергозатратно, малополезно и неинтересно, и поэтому лучше скучная формулировка, закрывающая вопрос без жертв, чем бесполезная трата времени, пены изо рта, мата, слюны, вскинутых бровей. Сомневаюсь, что кому-нибудь удалось словами и пеной изменить музыкальные вкусы другого человека, особенно малознакомого. Ну, покричали вы друг на друга, в словоблудии поупражнялись — а толку? Если бы ты пошёл и пыль протёр в самом страшном шкафу квартиры, где запыление 12 баллов, пользы было бы намного больше.

Кому-то нравятся песни со смыслом. Кому-то нужна музыка для фона, лёгкая и ненапряжная. Кому-то принципиально чтобы это было не на русском или вообще без текста. Кому-то надо просто наполнить воздух звуками, раньше было радио, потом люди включали телек, сейчас запускают чарты или плейлисты. Кому-то нужен Моргенштерн и прочая новая школа, чтобы бит убивал, чтобы было жирно, мощно, громко, модно, а на слова и всякие там «музыкальные профессиональные навыки» пофиг с колокольни.

Люди музыкой решают разные задачи. Есть кучи мест, где нужна именно лайтовая фоновая музыка, которая не важно откуда идёт — хоть от сердца, хоть из жопы. Более того! С учётом развития нейросетевых технологий, я думаю, через условные лет 30 музыку уже будут полноценно генерить нейросети. Нажал кнопку Сгенерировать песню — и хопа, что-то сгенерировалось. Ни сердце ни жопа не задействованы. Не нравится — нажал ещё раз и перегенерировалось.

Во всяких кафешках, парикмахерских, супермаркетах и прочих аквапарках нужна именно такая обычная фоновая сгенерированная музыка. Никому не нужен там никакой профессионализм, смысл, мелодичность, невероятная искренность от сердца к сердцу, музыкальное образование, отсылки, настоящие эмоции, 4 года тяжёлой работы или что-то такое. Наоборот — от этого будет только хуже, потому что эти все смыслы и отсылки будут отвлекать.

А бывает что ты один засел, закрылся в наушники и слушаешь любимые треки, и вот тут тебе уже важно каждое слово, каждая интонация, каждая нота. И каждая деталь песни превращается в медиатор и играет на струнах твоей души, и ты сам начинаешь резонировать в унисон с песней.

Для тренировок будет другая музыка, обычно более ритмичная, энергичная, громкая, агрессивная.

Для саундтреков к фильмам берётся тоже музыка в зависимости от необходимого настроения.

Для тусовок будет более юморное, мемасненькое, безумное, новошкольное.

И так далее — для каждой ситуации будет своя музыка. И поэтому говорить о музыке «вообще» — затея сомнительная. Если музыка что-то и должна — так именно что быть разной, чтобы в разных ситуациях у нас был выбор.

При этом мы часто видим в комментах в интернете или в живом общении вот эту вот реакцию «Что за говно ты слушаешь хыхыхы». Это печально, но что мы можем сделать? Человек находится на своём уровне развития, на котором ему кажется, что его восприятие музыки единственно верное, и все вокруг должны относиться к музыке так же, как и он. А другие люди — они другие. У них другой опыт, другое восприятие, другие вкусы, другие уровни и многое другое тоже другое.

Они обращают внимание на другие моменты в тексте. Их триггерят другие образы. Их цепляют другие гармонии, ноты и мелодии. На их вкус лучше ложится другая подача и другая манера. У них в квартире другие пластинки, другие вопросы.

И ходит этот человек со своим «ты слушаешь говно и ты тоже говно, а ты-то куда? Я думал, хоть ты нормальный, но нет, и ты безвкусный дебил. Люди вы что? Как можно это слушать, это же говно, проснитесь!?», и непонятно кто и как может ему помочь. И кто должен. Кто должен помогать такому человеку переходить на следующий уровень развития? Это ведь надо его брать за руку, сажать на стул и начинать как-то издалека беседу. В лоб нельзя — тебе сразу скажут, что ты щас что-то непонятное пытаешься сказать, и вообще, тебе надо срочно на звонок поставить нормальную музыку, а не это говно. Надо прям психотерапию проводить, тренинг, обучение, воспитание. Время тратить, силы, несколько сессий. Делать всё по канонам секретных психологических манипуляций, которые используются службой безопасности Сбербанка.

-Мы заметили подозрительные добавления треков в вашем аккаунте Яндекс.Музыки.
-О божечки, что случилось?
-Давайте сначала пройдём идентификацию. Назовите последние 4 трека в вашем основном плейлисте.

И пошло-поехало.

Но никто никакой психотерапией и идентификацией, естественно, заниматься не будет, у всех свои дела и проблемы. И так и будет ходить этот человек по планете и транслировать везде своё легендарное «говно, слушать невозможно», пока однажды не встретится с таким же отбитым на голову юзером, который придёт и на его коммент фидбэкнет своим отработанным «коммент твой говно токсичное, читать отвратительно, фу, не пиши больше никогда в интернете своё мнение если его не спрашивают», и в этот момент человечество узреет легендарную битву жабы с гадюкой.

Где-то с середины 2010-х вошло в наш обиход понятие токсичности, но лично для меня это было слишком поздно — я уже к тому времени научился не встревать в срачи и не лезть туда где кидаются говном. Было бы, конечно, здорово, если бы это слово было в моём детстве, и тогда мне сразу кто-нибудь мог бы сказать: Вова, если кто-то лезет к тебе с «говно слушаешь» и потом рассказывает какой должна быть музыка, то это токсичность и надо сказать дяде «Твоё ли, дяденька, дело что я слушаю?» и держаться от него подальше. Жить мне точно было бы легче.

Хотя рос я в 90-е и немного в нулевые, поэтому про лёгкость там говорить не приходилось. Зато есть у меня один очень интересный опыт, который мне сейчас очень помогает сохранять адекватный взгляд на вещи. В моём детстве рэп ещё не был популярен, он только начал зарождаться и распространяться. Появился Децл. В стране с плотной рок-историей и рок-сценой (ДДТ, Ария, Алиса, Кино и далее в бесконечность) вдруг появляется Децл.

Чтобы писать рок-песни, нужно было быть поэтом, нужно было уметь играть на всех инструментах, всё это записать правильно, свести. Куча сил. И тут в телевизоре появляется Децл. Человек, у которого однолуповая сэмплированная музыка, текст, написанный не им (первые тексты ему писали Лигалайз и ребята из Bad Balance), и вот он прыгает там чё-то кривляется в каких-то кринжовых шмотках.

И все такие — что за позорище, убейся, это не музыка, музыка должна быть с гитарами и септаккордами, музыка должна быть с сильным вокалом, а это не музыка, а говно, музыка такой быть не должна и пошло-поехало. Где тут вообще музыка, это же просто какой-то высер, тут ни вокала ни стихов, чёрт-те что, уберите это срочно, Ганс, неси огнемёт!

Прошло 20 лет, рэп стал самым популярным жанром в России, насколько я помню статистику какого-то недавнего года, и одним из самых популярных жанров в мире. Этот жанр признали все. У него тьма поджанров, отдельные номинации в Грэмми и всяких Золотых граммофонах. В жанре крутятся миллионы долларов, хотя смотря как смотреть. Если смотреть с высоты спотифаев и эпл-мьюзиков, то речь вообще о миллиардах.

Где сейчас те, кто в конце 90-х и начале нулевых закидывал говном Децла и других наших рэпперов? Консерваторы всё это постепенно приняли, потому что ничего с этим поделать нельзя — рэп появился, он есть и будет есть дальше. Время показало, что эти люди зря сопротивлялись прогрессу, ибо прогресс не остановить, музыка никому ничего не должна.

Интересным для меня оказалось то, что на смену тем консерваторам пришло уже новое поколение, которое видело и застало всю эту травлю Децла и рэпперов. Поколение, которое видело, как на их глазах рэп стал самым популярным жанром. Поколение, которое, казалось бы, должно было сделать выводы и передать их своему окружению. Но что делает это поколение? Оно видит Моргенштерна и говорит ему:

Что за позорище, убейся, это не музыка, музыка должна… — и так далее.

Ребята, разве мы это уже не проходили?

Лично мне хочется видеть меньше токсичности и меньше хейта что в интернете, что в жизни.

Музыка может и должна быть разной. Не нравится — проходи мимо. А другие пусть слушают что хотят, это их дело.

Мой плейлист — моё дело!

Equilibrium. История пятая

03.05.2017

За окном российская метель - убийца бомжей. В Лаборатории - я с Вовой, убийцы времени. "Мы убили столько времени, что это стоит записать" - улыбается Вован, делая на желтеющем листе неясные пометки.

На следующий день - песня про убийц времени. Желтеющие листы под столом. Shure SM 58, весь в слюнях реперского энтузиазма. "Оно идет!" - давится смехом Вован - "назовем так. Типа время идет как маньяк или дьявол за твоей душой!"
"Вов, а в припеве опять поем?" - "Да, повоем! Песни-хиты должны подвывать фанаты на концертах." Я вспоминаю про мужичка "Вовкасыграйдушагорит" и соглашаюсь.

Возникает вопрос - что в интро? "Может, опять how you feeling my niggaz?" - предлагаю осторожно. "Не, щас ниггаз не будет. А будет сэмпл Кобзона про секунды свысока."

После сэмпла Кобзона Вова заметно веселеет. Когда песня записана, он лучится позитивом и добротой. Даже не выгоняет кошку, привлеченную неожиданной тишиной в Лаборатории.

"Это хит" - убежденно говорит Вован. "Восхождение дуэта Equilibrium началось. Не расслабляемся, чувак! У нас впереди целый альбом!"

"Оно идет" - второй и последний трек, выпущенный дуэтом Equilibrium.

5:09
Equilibrium - Оно идёт

Equilibrium. История четвертая

30.04.2017

Осень 2009.

Вован в штанах милитари и гаечным ключом в руках читает реп за гаражами. Я держу мыльницу. "Клип выстрелит!" - воодушевленно-быстро говорит Вова. "Думаешь?" - возражаю. "Для этого нужна фишка. Это же реп клип. Нужен негр." "Негр? Это интересно!" "Пошли тогда!" - говорю. "Я знаю, где они водятся".

Золотистые лучи утреннего солнца светят в спину двум фигурам, идущим мимо общаг Лумумбы - размашисто-вычурный автор и напряженно-быстрый Вова. Подманив африканца и объяснив на ломаном английском суть, мы снимаем его жестикуляции на мыльницу.

"Теперь добавим телок!" - говорю строго. Телки находятся быстро - привлеченные возней Вована возле канализационного люка, две первокурсницы соглашаются почитать текст бумажки в камеру.

"Вот и все!" - облегченно вздыхаю.

"Нет, не все!" - обрывает Вова. "Следующие кадры в лесу." "Это тот лес, где ты копал себе могилу?" - "Он самый. Прежде чем я в нее лягу, хуйну соляк на акустической гитаре, как русский рокер."

"Закончили! Щас пойдем пожрем и подумаем, какой следующий хит хуйнем!" "Мысль! Отлично потрудились, впереди слава и концерты".

Лучи закатного солнца светили в спину двум удаляющимся с опушки леса фигурам: одна с гитарой на плече, другая в черном реперском балахоне. Каждый шел навстречу судьбе. Автор впоследствие переедет в Америку и исчезнет с горизонта, Вова останется в Москве и продолжит сводить реп для реперов и готовить альбом.

Пересекутся ли их пути снова? Умрут ли они как музыканты, и присоединятся к бездушной статистике мечтавших и сдавшихся? Восстанут ли из могил истлевшие кости их талантов?

Время знает

И молчит.

Equilibrium. История третья

18.02.2017

Москва. 2008-й. Конец декабря. Ясенево.

Черно-белый плакат Шварцнеггера ухмыляется со стены. На пожелтевших листах-бутерброды с селедкой. Из колонок- "40 Oz" от D12. "Эта модуляция у баса. Надо хуйнуть подобное" - внимательно слушая, говорит Вован.

"Сделаем как у D12?" - "Сделаем круче!" - улыбается Вова - "Этот новый трек с охуенной модуляцией баса начнет альбом. Назовем - Начало." "Круто, про что?" "Про начало. Как мы начинали и чем хотим закончить. И че нить неожиданно-близкое в конце. Про кухню, чай. А ты в куплете сделай че-то типа "How r you feelin, my niggaz, че то западное, прикольное. А я в куплете скажу что запад не люблю. И все охуеют, как такие чуваки поют в дуэте. Интрига, сечешь? "Секу!" - согласился я.

Бутерброды съедены, на пожелтевших листах-новые, пока белые. Пишем. Скрип ручек нарушается возней кошки за дверью. Неожиданно в Лаборатории появляется мужичок с внешностью Михаила Круга, и, дыша российским застольем, просит: "Вовкасыграйнагитаредушагорит". Вовка вежливо отказывается. "Первый фанат" - говорю. "Надеюсь, не последний" - горько усмехается Вова. Однако дело идет заметно быстрее. Спустя два часа трек готов.

Под названием "Начало", один из двух официальных треков дуэта Equilibrium. Существует до сих пор.

3:34
Equilibrium - Начало

Equilibrium. История вторая

14.02.2017

"Вов, нужен хит! Певучий". - "Согласен. Хит даст популярность, выступления, гастроли... "И телок!" - мечтательно добавляю. "И телок!" - немного подумав, отвечает Вован. "Вов, тречок, где про синее небо, море и русалок. Давай его запишем" "А че, давай" - загорается идеей мой друг.

Неделю спустя, Лаборатория.

"В моем куплете лето, море, значит в твоем зима, горы. Пиши про роман с горнолыжницей. И че-нить про эволюцию, животных - охуенный контраст! Потом припев запишешь".
-"Вов, я не умею петь" - "Ебашь, мелодин поправит!".
-Надо б интро" - "Согласен. В интро надо че-нить неожиданно-искреннее, идущее из глубины души и сердца. Что б все охуели"
"Понял" - говорю. Подумав, записываю "How r u feeling my niggaz! Im gonna represent dis song for ya!" "Сильно!" - одобрил Вован - "Оставляем.

Спустя 2 часа.

"Ну, сойдет пока. Поковыряю недели две, и релизнем. Будет хит. И это только Начало" - "Круто, Вов. Зайду через две недели, отслушаем финальную версию. - "Заметано,приходи!"

Через восемь с половиной лет Вован скинул мне Sinee nebo_01.mp3. История продолжается.

4:11
Equilibrium - Синее небо
Кадр с кухонных летних фристайлов, бессмысленных и беспощадных))

Equilibrium. История первая

13.02.2017

Москва, 2008. Выхожу из станции метро. 5 минут спустя из-за киоска с шаурмой появляется Вован. Штаны милитари, гавайская рубаха с попугайчиками. Стрижка под ноль, бифокальные очки, за спиной походный рюкзак. "Здарова, репер!" - улыбается он, завидев меня. "Здаров, коли так" - отвечаю. Мы пожали руки, и начало двухтрековой истории группы Equilibrium было положено.

"Смотрел фильм Нойза "Последний Звонок?" - сразу спрашивает Вован. - "Не" - "А ты посмотри. Охуеешь. Вот я охуел". Потом добавил - "хотя новый альбом его - хуйня".

По сей день не понимаю, бро ли Нойз для Вована или не бро.

Через несколько недель мы в Ясенево, идем записывать реп к Вове. Серые высотки - аура тлена и уныния. Безлюдно, изредка мелькают бабки с пакетами. Думаю: "Грустьпечаль. Когда-то они были небабками, полными сил и надежд, а сейчас, пережеванные жизнью, несут добычу из магазина своим кошкам и внукам, что смотрят порнуху весь день или рубятся в Warcraft." Вован словно читая мои мысли, неожиданно заявляет: "У меня дома кошка, но не ссы, она добрая, как принц Артас до падения. Кстати, я охуенно играю в Warcraft".

Полки книг. Стол, заваленный пожелтевшими листами. Циновка на полу. Небольшой ионизатор воздуха. На допотопном мониторе корявым почерком надпись "Хуй". "Тебя мамка за надпись не заругает? - боязливо-восхищенно спрашиваю. - " Не, родоков сюда не пускаю" - улыбается Вован - "Однако давай ебашить. Назовемся Equilibrium". - "А почему Equilibrium?" - спрашиваю. "Есть фильм такой. Посмотри. Охуеешь. Вот я охуел" - добавляет Вова и протягивает болванку с фильмом.

Так было придумано название дуэта.

Когда я высплюсь?

08.05.2016

Через глухую пелену коматоза проступают знакомые звуки. Лёгкие раскаты грома, низкий мужской голос что-то говорит. Начинается музыка. В мой мозг загружаются первые килобайты сознания, и их хватает, чтобы осознать, что это играет будильник. Рука находит где-то под подушкой телефон, со страшным трудом я открываю один глаз, двигаю пальцем кнопку "Отключить", и музыка замолкает. Глаз сразу же закрывается со скоростью света.

Через зашторенные окна пробивается позитивный жизнеутверждающий свет, достаточно яркий и голубой, чтобы понять, что на улице отличная погода. Я поворачиваю голову набок и смотрю на музыкальный центр. На нём отображается время. 7:55!!! ТАВАЮ ЖЫ МАТЬ!!! - думаю я, резко вскакивая с дивана. В 8:00 первый урок, а учительница не любит опаздывающих. Вместо спокойного начала урока она сперва гнойно выносит нам мозги. Как же я не хочу, чтобы мне гнойно выносили мозги, где, мать её, рубашка? Всё самое необходимое - в пакет. Завтрак отменяется, отменяется вообще всё, кроме одевания и выбегания со спринтерской скоростью. Школа находится в 200 метрах от дома, должен успеть. С момента, как я увидел 7:55, до момента, когда я уже выбежал из дома, захлопнув входную дверь, дедушка, мешавший на кухне чай, не успел даже совершить полный оборот ложкой в чашке. Прямо детство Барри Аллена.

Меня эвакуирует из сна мозг, который говорит "Вова, надо вставать, скоро клиент". Я так и не успеваю добежать до школы, хотя я прекрасно помню тот день - я всё-таки добежал, хоть и поймал внимательный взгляд учительницы, зайдя следом за ней. Я чувствую себя так, словно ночью меня пытались задушить пакетом. Моё тело живёт двойной жизнью. Днём оно - звукорежиссёр и музыкант, а ночью оно - боксёрская груша. Я засыпаю, а оно встаёт, одевается и идёт куда-то, где его пиздят всю ночь, а наутро подбрасывают в мою постель.

Я не знаю, как иначе объяснить то, что по утрам я чувствую себя как после двенадцатичасовой операции на сердце под общим наркозом.

В какой-то момент пробуждение стало отдельным процессом. Сегодня я поднялся с постели, привёл себя в порядок, сел за комп, сделал глоток чая, пододвинул ежедневник и напротив "Проснуться" поставил плюсик.

В школе мне хватало 5 минут на то, чтобы проснуться, кое-как одеться и выбежать из квартиры по делам. Сейчас утро превратилось в сингулярность. Что-то происходит с пространственно-временным континуумом. Я смотрю на часы и вижу 9:45, моргаю, и вижу 11:19. Я - обратный Флэш. Для меня время движется не медленнее, а быстрее. Когда я вспоминаю, сколько я в детстве мог сделать за 5 минут, у меня на теле выступают кровавые слёзы скорби. С возрастом жизнь ускоряется. Возраст - это когда ты говоришь другу "Так, мне звонит клиент, я тебе попозже перезвоню", но попозже растягивается, а потом рвётся, и в следующий раз ты видишь его на чьей-то свадьбе - сильно полысевшего и дважды разведённого. Это говорит о том, что не я один живу в коме, это сетевая игра.

Иногда день не ладится с самого начала. Обычно в такой ситуации говорят: встал не с той ноги. Встал - это вообще не про меня. Последние несколько лет я с кровати сползаю или стекаю. Иногда схожу. Не как Иисус - с небес на землю, а как лавина - откуда-то сверху куда-то вниз. Я могу свалиться или скатиться, но никогда - встать. У меня свой термин: не догрузился. Во время пробуждения произошёл обрыв связи и торрент не докачался. Надо перехэшировать и частично перекачать - лечь и доспать. Иначе возможны глюки в течение дня. Это когда ты такой сидишь и думаешь, "ну, что ж, не выспался - значит, лягу пораньше, а пока поработаю". Садишься работать, но через полчаса накатывает такая сонливость, что в такие моменты ты понимаешь дьявола.

Помните эти фильмы, где заклинаниями призывают дьявола? Это нам весело на это смотреть. С этой стороны. С нашей. А попробуйте встать на место дьявола. Дьявол - тоже человек! Он в это время явно ведь не сидит на стуле такой в ожидании "Когда уже призовут? Уже 0:03 по их часовому поясу. Нет, серьёзно! Я и оделся и рога наполировал, а они опять опаздывают, маги рукожопые". Ни в коем случае. Дьявол занят ацкой чертовщиной. Ходит по преисподней и делает свои дела - макает кого-то в чан с кипящей мочой, например. Надеюсь, кого-то из тех, кто снимает российские сериалы. А рядом стоит Малахов и помогает макать правильнее, чтобы грешник при этом исцелялся благодаря уринотерапии и не разваривался слишком быстро.

Или Дьявол лежит отдыхает. В наушниках играет тяжёлый-претяжёлый Death Metal, пережатый лимитерами настолько, что фактически это белый шум. На дьяволе скачет прикованная цепями особенно провинившаяся грешница, которая при жизни была слишком девственница и слишком много раз посмотрела Голодные игры, Дивергента и Сумерки. Для идеальной атмосферы не хватает разве что свечей, но в покоях Его Темнейшества такая жара, что воск плавится прямо на глазах. На глазах тех, кто посмотрев первые наброски "Бэтмен против Супермэна" сказали режиссёру "Да, это очень хороший фильм, продолжай! Всё идеально! Очень интересный сюжет, гениальная игра Бена Аффлека, ты молодец, Снайдер!". Такие глаза не заслужили видеть мир.

И ВДРУГ!!!

Какой-то бородато-усатый старпёр с земли с тупой грудастой ведьмой рисуют на полу деревенского сортира пентаграмму, расставляют свечи, бубнят разные слова на латыни - и бац, Дьявола начинает засасывать на эту вашу чёртову Землю! ОН ЗАНЯТ, ОН СПЕЦИАЛЬНО ВКЛЮЧИЛ АВИАРЕЖИМ, ОТСТАНЬТЕ ОТ ЧЕЛОВЕКА! Но увы - дьявола уже всосало в земной мир. Бездарный режиссёр не доварен, сумерщица не дотрахана, белый шум не дослушан даже до припева, где он превращается в чёрный шум. Не жизнь, а чёрт знает что.

Так вот сижу я за столом, а мой мозг выделяет свою дрянь - как будто внутри меня затаился злобный маг, и как только я начинаю работать, он начинает читать заклинание усыпления. Сохранять бодрое состояние сознание становится невозможно. Эта миссия невыполнима даже для Тома Круза.

Это то состояние, когда каждое моргание может стать последним. Я смотрю в монитор, там что-то нужно нажать, подвигать, написать. Я моргаю, и пытаюсь включиться в дела. Моргаю ещё раз, и кладу руки на клавиатуру, чтобы написать первое слово. Моргаю ещё раз, и смотрю на свою учительницу по рисованию глазами пятиклассника Вовы Коваля. У учительницы слишком вытянутое лицо для живого человека. И очки. Вообще, сейчас я понимаю, что она бы идеально подошла для съёмок в порно, но она выбрала другую дорогу. С её помощью я впервые в жизни нарисовал что-то стоящее - ебучий кувшин. Но в целом, её уроки всегда были страшным балаганом, дисциплину она наводить не умела, авторитета не имела, поэтому на то, чтобы стать великим художником, меня не вдохновила. А это главное, что должен делать учитель, - вдохновлять.

Передо мной окно Кубейса. Ошибка. Придётся перезагрузить, а это около 15 секунд. В моём состоянии не знаешь, что может случиться за 15 секунд. Пока вновь запущенный Кубейс перебирает плагины, как коллекционер старинные монеты, я думаю - а я хороший учитель, или как неудавшаяся порно-звезда, решившая учить детей рисованию? Я ведь тоже пишу статьи для тех, кто пытается разобраться в музыке, делаю видеоуроки по Кубейсу. Мне часто пишут благодарности, значит, пользу я миру всё-таки приношу. И я уйду, а он останется лучше, чем был, если понимаете, о чём я. Моргните два раза, если понимаете, о чём я.

Очередное неудачное моргание, и я ползу по стене пятиэтажного дома. Я вылез из окна, потому что за мной гнались, и как Нео, осторожно переступаю по карнизу. Мне нужно добраться до угла дома - оттуда по трубе можно перебраться на гаражи, и хрен они меня тогда достанут! Кто "они" - не знаю, но инстинкт говорит, что надо бежать, и я бегу. "Я вам покажу невыполнимую миссию, суки" - думаю я, и перелезаю на трубу. Но что-то начинает идти не так, мозг трясёт трубу, я срываюсь и вздрагиваю от падения. Кубейс загрузился.

В этом состоянии время умножается на 100. Я однажды выспался и сел работать. Сделал, отослал. Смотрю - я работал 13 минут. Но чтобы засесть и сделать эти 13 минут - мне понадобилось 4 дня. Когда ты в недозагруженном состоянии, тринадцатиминутная работа кажется двухлетним проектом, который вообще невозможно закончить.

Кофе не помогает. Энергетики не помогают. Мозг всё это впитывает, и говорит "Ну, окей, уснуть я теперь не смогу, хитрый ты ублюдок. Но и ты работать тоже не сможешь!". И я не работаю.

Иногда сил не хватает даже чтобы уснуть. Ты проснулся трупом, весь день андедил, и сейчас наконец лёг. Но ничего не происходит, и твой шаблон рвётся. Мозг траллит тебя и передаёт привет. А точнее, он передаёт "Спокойной ночи, ублюдок" голосом Володарского и звук выстрела. А когда ты через 3 часа заснёшь в муках, 333 раза намотав на себя простыню, как сладкую вату на палочку, случится то, что всегда. За твоим телом заедут, отвезут на склад и будут всю ночь пиздить. То, что ты себя днём плохо чувствовал, не является уважительной причиной для пропуска ночных смен. Даже не смен, а тренировок. Мне кажется, меня так готовят к попаданию в ад. Когда я наконец туда попаду и проведу первую неделю, на еженедельной встрече свежеприбывших грешников я скажу - "Ну не знаю, честно говоря, я наконец-то стал высыпаться. Ожоги, конечно, чешутся, из ран сочится кровь, и ходить на сломанных ногах неудобно, но в целом я себя чувствую лучше. Надеюсь, я останусь у вас навсегда, ПОТОМУ ЧТО Я НЕ ХОЧУ ВОЗВРАЩАТЬСЯ НА ЗЕМЛЮ!!!11". Кому ещё не вырвали голосовые связки, смеются, кому вырвали - одобрительно хрипят, а у кого остались обе руки - даже аплодируют.

Я просыпаюсь в вагоне метро с электронной книгой в руках. Судя по тому, что она ушла в спящий режим, я сижу так дольше 15 минут. Судя по тому, что её не спиздили, я всё это время сидел с открытыми глазами. Я убираю девайс в рюкзак, втыкаю наушники, включаю музыку. Рандом выбирает старую демку одного клиента. Трек не самый лучший, но мне страшно лень разблокировать телефон, лезть в плейлист и думать, что же я хочу слушать. Мне всё равно. Я откидываюсь на спинку, прислоняю голову к стене вагона и прикрываю глаза.

Я поднимаю веки, и глаза видят чёрный стол. Морда прилипла к нему и деформировалась. В наушниках играют треки второго раунда Атмосферного Баттла.

Я включаю один из треков, которые я ещё не оценил, слушаю несколько раз, открываю окно для комментария и пишу: "Первые впечатления - трек слабее, чем на отборочный. Тому есть несколько причин, и главная - заданный тобой уровень и мои ожидания) На фоне 500 человек тебе было легко попасть в топ, а сейчас я смотрю на тебя пристальнее, так что давай разбираться в деталях."

И дальше я разбираюсь в деталях. Потом я разберусь так же с третьим раундом, четвёртым и остальными вплоть до финала. Не важно, в каком я буду состоянии. Не важно, сползаю я с кровати, стекаю, или может, однажды меня придётся из неё выжать, как мочу из случайно оставленной на полу кофты, обоссанной тупой кошкой. Важно то, что пока у меня есть цель, я буду ебашить - живым или мёртвым. Всё, что я начал, я доведу до конца.

Я знаю это, потому что это знает Интроверт.

5:19
Eminem ft. Slaughterhouse, Yelawolf - Psychopath Killer


И плюнул в след

24.04.2016

Детство... Обычно о детстве остаются только приятные воспоминания. Даже если за тройки в школе родители тебя макали мордой в кипящий борщ. Время не только лечит, оно ещё и фотошопит прошлое. Негатив уходит, и вот уже менеджер Евросети Валерий забывает мальчика, ходившего в течение 11 лет по двору со свёклой за ушами и красной харищей, и снова любит родителей. И рассказывает коллегам весело про борщ, и как он захлёбывась, упирался руками в раскалённую плиту, оставляя на ней свои пригоревшие отпечатки пальцев. И коллеги смеются искренне и чисто, потому что они тоже забыли, как в детстве один из них был в гостях у дедушки и украл его часы, за что потом дедушка выбросил его из окна второго этажа в сугроб и плюнул в след. Что бы с тобой ни делали в детстве - пройдёт 15 лет, и ты будешь задыхаться от смеха и истекать слезами, рассказывая это кому-то.

Мы забываем негатив. И постепенно события, раньше имевшие чёткую полярность - плюс или минус - выстраиваются в одну позитивную шеренгу. И недавно одно из не очень приятных событий детства вдруг тоже опозитивилось у меня в голове и встало в общую шеренгу улыбающихся дебильными улыбками воспоминаний. Событие это не такое, как если бы меня 4 года держали в подвале или заставляли учить китайский гимн под страхом выбрасывания из окна в сугроб. Ничего такого, никакой Игры Престолов. Просто всё детство у меня были сложные отношения с обувью.

Первые 18 лет жизни обувь была против меня. Но не как Бэтмен против Супермена - это ссаная клоунада, а не противостояние. Мёртвые черепашьи сперматозоиды сильнее борются, чем эти двое. Так вот, обувь, я говорю. Какую бы обувь я не надевал - она сразу на меня нападала. Обувь была настоящей хитрющей сволочью: в магазине она притворялась, что любит меня, и что мы будем вместе, пока мои растущие лапы не разлучат нас. Но когда я надевал её, чтобы хотя бы выйти из подъезда, начиналась Игра.

Как любитель турника и гитары я знаю, что мозоли могут быть полезными, приятными, иногда красивыми и вызывающими чувство гордости. Но мозоли, появляющиеся, когда ебучие кеды натирают тебе мизинец, это не полезно, не приятно и прочее не. Они заставляют тебя ходить походкой класса "Интересно, я обосрался или нет?". Я переходил десятками разных инвалидных походок. Вы знали, что из-за чёртовых мозолей совершенно невозможно поддерживать разговор во время ходьбы? Мозоль на мизинце понижает IQ в 2 раза. Между ответами и словами появляются паузы, как будто ты репетируешь роль крёстного отца. Роль крёстного мозолистого отца. Не знаю, удобно ли было Бэтмену в его костюме. Надеюсь, там есть тканевая подкладка против мозолей. А может, нет, и как только он снимает костюм, он сразу облепляет себя пластырями - это его дело. С Суперменом то всё понятно - он сверхчеловек, у него нет мозолей. Поэтому он может носить трусы хоть под штанами, хоть поверх - ему ничего не натрёт.

Так вот, о чём я. Обувь нападала на меня не только причиняя мозоли! Однажды на физкультуре я бежал 3 километра и где-то посередине осознал, что что-то не так, и я почему-то чувствую асфальт слишком хорошо. Каким-то неведомым хером у меня отвалилось пол-подошвы, и вторую половину дистанции я бежал наполовину босиком и тщательно смотрел на дорогу, чтобы не наступить на мелкую херь, которая с удовольствием вопьётся в мне в стопу. Мелкой хери, слава богу, на дороге не было, но зато пробегая каждый круг, я с горечью наблюдал бросившую меня подошву. Так против меня ополчились кеды.

Всё, что с обувью могло быть не так, я пережил на себе. Слишком короткая - в неё упирался большой палец, и ноготь врастал в мясо. Слишком длинная - нога слишком болталась и натирала мозоли по всему периметру. Слишком узкая - мозоли по бокам. Пластыри, вата, бинты, мази. Как же меня всё это ЗАЕБАЛО! Возможно, жизнь мне пыталась сказать: "Вова, какая обувь? Ходи босиком, будь ближе к природе! Иди по тропинке, там бомжи как раз бутылки разбили и гвоздей рассыпали!". Но я не слушал жизнь, поэтому выжил, хоть и страдал.

Потом было смутное время, когда производители учились делать нормальную обувь, и потом они её наконец сделали. И наступила другая эра.

Я называю это Эра Возмездия.

Возможно, конечно, что-то с моими ногами стало, или обувь сдала свои позиции, например, её перестали делать из железа, не знаю. Но факт в том, что теперь обуви пиздец. Что бы я ни надел на свою ногу - оно будет страдать. Если в каком-то месте ноге тесно - место будет растянуто. Если где-то жмёт - там появится дырка. Если где-то слишком плотно и там есть швы - они расползутся. Если слишком свободно - оно сморщится. Когда я надеваю новую пару - мне нигде не трёт. Мне теперь хорошо - мозоли теперь появляются у обуви.

Я к чему вообще. Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее.

Дуэлянт

21.12.2015

Максим был дуэлянт. Всё свободное время он размышлял о дуэлях. Будь за окном 2015-й год - кто знает, может, он бы занимался чем-то более полезным - путешествовал между мирами, строил большие и сложные машины, обучал людей прекрасному или чем там у вас в будущем занимаются. Но за окном был всё тот же наш родимый 1829-й, а это значило, что ничего более интересного, чем стрелять в других людей, свет ещё не придумал.

Какой пример общество подаёт 17-тилетнему юноше, когда один взрослый господин убивает другого за то, что тот скверно отозвался о занавесках в гостиной? Сами видите, увлечение нашего героя имело естественные предпосылки.

Первая дуэль Максима могла случиться уже в 18 лет, но произошёл казус - в попытке снять перчатку, чтобы бросить сопернику в лицо, он сломал палец.

Спустя три месяца палец сросся, хоть и криво, а вот обида не прошла. Он вновь нашёл повод встретиться с обидчиком, легко и изящно его задел, сказав что-то про недостаточно белые панталоны, и человек сам бросил в него перчаткой (Максим учился на своих ошибках и решил не ломать палец больше одного раза).

Утро перед дуэлью. Солнечно. Март. Пахло весной, капало, ползали гусеницы. Максим сидел за столом, пытаясь зарядить револьвер, но уронил его и прострелил себе лодыжку. Дуэль снова отменилась. Максим ещё не знал, что пока он будет лежать в больнице, его обидчик слишком резко выскажется об излишней отвислости чьих-то панталонов и таки-получит пулю.

Если подвести итоги, то в сухом остатке получится следующее: до дуэли дело ни разу не дошло; при этом он всё-таки один раз выстрелил, но в себя; в сумме два раза проиграл; соперник умер. Ей-богу, такое нарочно не придумаешь! Хотя... Возможно, когда-то в далёком будущем, где-то в далёкой галактике какому-нибудь замкнутому оболтусу будет настолько нечего делать, что он будет сидеть и без причины выдумывать неслыханные истории, но в наше время мы такую роскошь позволить себе не можем, поэтому рассказываем только то, что происходило на самом деле!

Вот так нескладно началась карьера дуэлянта Максима. "Первый блин комом" - решил он, и спустя полгода после первой попытки нашёл следующую жертву. Это был косоглазый картавый кларнетист Дантес, который однажды нетолерантно выразился о толщине ткани Максимовых панталонов. Дескать, "слишком тонкие, и просвечивают места, коими вам, Максим, не следует гордиться".

Утром следующего дня дуэлянты встретились в лесу и уже даже начали расходиться в разные стороны, как вдруг Максим неудачно ступил в кротовую яму, подвернул ногу и сдуру нажал на спуск, выстрелив в лес. Через 3 секунды из леса донёсся грубый мужицкий голос "Сам пошёл нахуй". Дантес испугался, что Максим хочет выиграть нечестно, и испачкал панталоны. Во избежание порчи репутации обоих про неудачную дуэль было решено забыть.

Люди переживают неудачи по-разному. Кто-то пьёт, кто-то уходит в работу, кому-то - всё это вообще как с гуся вода - мол, подстрелил себя и подстрелил, хрен с ним, с кем не бывает, дай мне водки, Марфа. Даже при том, что ни с кем, собственно, и не бывает, но такому - ему по фигу. Максим же переживал неудачи нервно. Он целыми днями прокручивал в голове позорные моменты, отчего у него билось сердце и постоянно было повышенное давление, и однажды даже носом пошла кровь.

Максим ощущал сильное давление со стороны общества. У всех его ровесников это уже было, а у него нет. На него показывали пальцем и смеялись. А он даже в ответ не мог сделать того же, потому что из-за перелома палец был кривой, смешной и плохо гнулся.

Дни тянулись, словно недели, а месяцы проходили, как пожизненное. Максим не упускал случая придраться к чьим-нибудь панталонам, но его образ дуэлянта не сумевшего снять перчатку, слишком веселил людей, чтобы воспринимать его всерьёз. Максиму пришлось упаковать вещички и переехать в город N, чтобы начать новую жизнь.

Первым делом после заселения Максим пошёл на главную площадь, выбрал господина с усами погромче и в панталонах побелее, и объявил во всеуслышание: "Пфф. Что-то усики у вас, любезнейший, больно жидковаты. А про панталоны я вообще молчу! Срам!" Господин оказался чересчур уважаемым, и уже многие годы не слышал хамского обращения. Оно повергло его в такой сильный шок, что у господина повысилось давление, и его пришлось увезти к дохтуру. А Максима скрутили и посадили в клетку к бомжам, алкашам и грубиянам. Вот тебе и новая жизнь.

Новая жизнь - новые друзья. Окружение влияет на человека, это научный факт. Новые друзья Максима пахли ужасно, и к утру превратили его в одного из них. Впервые за последний год Максиму стало не до панталонов и дуэлей, он слёзно звал охранника и просил его выпустить. Охранник был добр, выслушал печальную историю о судьбе невезучего юноши, который никак не может стать мужем, и выпустил несчастного дуэлянта под залог.

Несколько следующих лет Максим провёл в скитаниях между городами. Чтобы выжить, ему пришлось освоить жизненно важные профессии вроде чистки сапог или цирюльного ремесла. Иногда он жил в лесах, зарастал бородой и не мылся месяцами. Иногда он выходил в свет, представая в образе высокообразованного культурного дворянина. Одно оставалось неизменным: в каждой ситуации он искал повод для дуэли.

Однажды, в период нищенствования, он начищал ботинки двум господам, и между ними состоялся следующий разговор.
-Не находите ли вы Реквием Моцарта слишком банальным?
-Извольте-с, отнюдь, с чего бы это?
-Ре минор, сударь! Ре, господи прости, минор! Это слишком просто-с.
-Как же так - просто?
-Ре минор создан-с для грустных и траурных произведений. Даже обезьяна-с напишет Реквием в ре миноре. А вы попробуйте-с написать Реквием в Си мажоре!
-Это неслыханная трактовка Моцарта и музыки вообще! Это оскорбительно-с! Я вызываю вас на дуэль!

Максим тут же получил монеты от будущих дуэлянтов, но потерял дар речи. Никогда вызов на дуэль не казался ему таким простым и естественным, но в то же время непредсказуемым. "Эти музыканты, - думал он, - видимо, утончённые и ранимые натуры. Это мой шанс!". И он отправился в лавочку на другом конце площади, где купил первую в своей жизни гитару. Теперь он сможет прикидываться ранимым музыкантом и вызывать на дуэль всех подряд по любому поводу!

В тот же вечер он выяснил, что пока он не докажет, что хорошо играет, в его утончённость и ранимость никто верить не станет. Следующие два года Максим провёл в лесной пещере, обучаясь таинству музыкального ремесла. Он вышел другим человеком. Он научился играть на гитаре, чтобы стрелять в людей.

На своём первом же концерте он попросил подать стакан воды, и как только официант принёс стакан, Максим сделал быстрый глоток, вскинул брови и закричал: "Вода слишком холодная! Я вызываю Вас на дуэль!"

Но официант был глухой, поэтому вышло так, что на сцене сидел музыкант, кричал и показывал пальцем на человека, а тот шёл спиной к нему в гущу зрителей. И все смотрели на Максима, и было как-то неловко.

Делать нечего, пришлось Максиму сделать вид, что он не официанта вызвал, а вон того господина в цилиндре. За то, что шляпу в помещении не снял. И его друга. За то, что слишком много пуговиц застегнул на жилете. И мальчика, который с ними. Потому что слишком мальчик. Стыд был, срам и позор.

Но играл он хорошо, поэтому все вызванные восприняли его всерьёз, и на следующее утро Максим пришёл в лес с пистолетом и увидел вооружённую толпу серьёзно настроенных господ.

"Чёрт знает что" - подумал он, и взял бластер RX-700. Ствол был ещё раскалённый, поэтому кожа на ладони Максима припеклась к металлу, и пришлось отрывать её, как зимой язык от качелей. Пахло жареной колбасой.

Опаньки. Прощу прощения, любезнейшие судари, это случайно попала строчка из рассказа "Дуэлянт. Эпизод II: Новая надежда". Продолжаем.

"Чёрт знает что!" - подумал Максим и сделал единственное, на что был способен, - убежал в лес и оброс лохмотьями и бородой.

Дальше история умалчивает об истинной хронологии событий, и мы можем постичь биографию Максима исключительно обрывочно. Неясно, что здесь правда, а что вымысел. Но хоть земля слухами и полнится, да дыма без огня не бывает, друзья!

Однажды намечалась очень серьёзная и ответственная дуэль, и соперник Максима настоял на составлении договора. В первый раз подписание не удалось, так как Максим случайно проткнул себе ладонь пером, подхватил неприятное заражение крови, две недели лежал при смерти с лицом зелёного цвета, а потом дохтур настоял на экспортировании Максима на Юг, где произошло лечение нарзанами.

Через три месяца после инцидента Максим вернулся с Югов здоровым, порозовевшим и немного отъевшимся. Он возобновил переговоры, и была назначена новая дата подписания договора. На этот раз Максим пришёл в непротыкаемых перчатках, и ему даже удалось поставить свою подпись, но одно неловкое движение - и Максим порезал вены на кисти бумагой договора. Как раз в том месте, где заканчивались перчатки.

После этого случая Максим везде был вынужден водить с собой личного доктора. Виссарион Рафаэлевич - серьёзный господин в годах и в очках, всюду носивший с собой бороду, за всю свою практику не видел, чтобы столько бед случалось с одним человеком. Он не успевал вскидывать свои густые брови и бурчать своё любимое "Хм. Как же это так вышло-с. Давайте посмотрим". Казалось бы, что может случиться, если взрослый сударь, на которого был похож Максим в свои 32, пьёт чай? Может. Не успел однажды Виссарион Рафаэлевич отойти в уборную на 3 минуты, как из столовой уже слышны звуки возни. Доктор, не помыв руки, бежит к своему подопечному, а скатерть уже в кровавых отпечатках, а Максим с виноватой полуулыбкой держится за губу, и по подбородку медленно сочится кровь. И снова бинты, пластырь и швы, швы, швы.

Оказалось, Максим отпивал чай, и вдруг осознал, что ему уже целых 32 года, а он до сих пор ни разу так ни в кого и не пострелял. От раздражения он так сильно сжал зубами чашку, что раскусил её, и осколок впился ему в губу.

Почему одни мальчики вырастают в солидных мужчин с бородой, а другие становятся максимами? Возможно, дело в воспитании и в примерах, возможно - в генах, а возможно, в везении. И раз уж мы заговорили о везении, нельзя не вспомнить одну совершенно странную историю, граничающую с легендой.

Находясь в глубочайшей депрессии и безвылазном запое, Максим неделями не выходил из дому, посылая лакея за водкой на ближайший базар. Но лакей тоже человек, а видеть такое количество водки, и самому не попробовать - так ведь не бывает. Только не в России. И однажды ушедший утром лакей к вечеру так и не вернулся. Максим протрезвел, разозлился и пошёл на базар сам.

Найдя между рядов нужного продавца, Максим совершил сделку, положил бутылки в сумку и пошёл к выходу, но тут в него врезался слепой с тростью. Слепой был грязен, рван, худ и бомж, и посему вызывал не сострадание, а отвращение. Максим вскипел и тут же вызвал слепого на дуэль.

Бессмысленность и жестокость происходящего Максима не останавливала - он хотел открыть счёт любой ценой. В его представлении дуэль должна была сделать его мужчиной и смыть позор предыдущих неудач. "Цель оправдывает средства" - бурчал себе под нос Максим, засыпая.

Всю ночь ему снилось, как он играет для вонючих бродяг на гитаре, а в него стреляют из револьверов клюквой. Проснулся он совершенно разбитым и с затёкшей левой рукой.

Слепой пришёл на встречу с собакой-поводырём, и так как стрелять совершенно не умел, то на поединок принёс с собой увесистый булыжник. Максим пришёл на дуэль с дохтуром, двумя врачами-ассистентами, носилками и каретой скорой помощи. Максим знал, что если что-то может пойти не так, оно обязательно пойдёт.

Право первого выстрела было предоставлено слепому. Слепой размахнулся и кинул кирпич в сторону голосов, и через три секунды услышал искреннее русское народное "аааааай, бляяядь!". Ступня Максима испытала новые ощущения, и её обладатель злостно направил револьвер на слепого и выстрелил.

Быть максимом - это искусство. Потому что каким-то неведомым чудом он перестрелил поводок, и теперь к нему неслась злая собака, защищавшая хозяина.

В то утро пригодился и доктор, и носилки, и карета скорой помощи... С этого дня список нелюбимых Максимом вещей пополнили камни, собаки и слепые. Вот вам и везение!

С тех пор то тут то там на протяжении десятилетий выныривают в российских газетах где-то на последних страницах страшные рассказы о заросшем человеке из леса. То он стрелял в лесу в пугало, пугая группу ботаников, то он бежал за диким кабаном, бросая в его сторону перчатки, то просто выл на луну.

И пройдут ещё годы, ещё много-много лет. И умудрённый опытом Максим появится на пороге провинциального трактира где-то в недрах Российской империи. Он будет в шрамах и ожогах, следах от пуль и сабельных ранах. И без ноги. Он повидал жизнь, он попробовал всё.

Но не то "всё", что подумают посетители трактира. Эти следы - от Максимовых попыток попасть хоть на одну дуэль, но пока до дуэли дело не дошло. Было дело даже такое, что он выходил из комнаты, зацепился за ковёр и упал на входящего секунданта, ударившись лбом о стакан. С тех пор у него на лбу шрам в виде полумесяца, из-за чего ему приходится носить чёлку. Это - было. А дуэли - не было.

Но Максим не потерял надежду. Он не сдался и продолжил свой поиск. Ведь он - дуэлянт.

1879.