[RAP, 9/10] Oxxxymiron - Крокодиловы слёзы

Легко находить ошибки у начинающих. Давайте-ка посмотрим, как обстоят дела у тех, кто добился.

Я подсел на Оксимирона в 2008-м, когда увидел в нём ранее не существовавшее в русрэпе сочетание читки, похожей на Эминема, и техники написания текстов на русском. Его альбом я ждал три года, предвкушая взрыв мозга, однако альбом разочаровал меня и опечалил. Большинство песен я не смог дослушать до конца, и главные причины - косяки в исполнении и отсутствие сильных посылов. Возможно, напишу об этом подробнее в будущем, но сейчас давайте сосредоточимся на одной из песен, которые можно слушать без особых проблем для ушей.

2:40
oxxxymiron-krokodilovy slezy


Общее впечатление 9/10.

Первым делом я обратил внимание на сэмпл минуса. Это типичный сэмпл для русского рэпа в лучшем смысле этого слова. Меня зацепило. Это пример сэмпла, который настолько въедается в мозг, что его можно слушать сам по себе, без голоса исполнителя. Это серьёзное достоинство песни.

Дальше пошла читка. Мирон в своём стиле - вот он, всем знакомый и всеми любимый "напор", который на самом деле называется "поставленное дыхание". Именно правильное вокальное дыхание отличает рэппера, который просто говорит в микрофон, от рэппера, который читает рэп. Как обычно - кому-то удаётся поставить себе голос самостоятельно, а кому-то - не удаётся и приходится либо довольствоваться имеющимся результатом (как Карандаш, который в рэпе лет 10, если не больше, и всё это время просто разговаривает в микрофон, читкой там ни в одном треке не пахнет), либо идти на вокал, как сделал я, и как советую делать всем.

Также радует дикция Мирона. Она хороша, я бы поставил ей 5 баллов из 5, но всё равно в ней есть небольшие ошибки, а значит, есть ресурс для улучшения.

0:11 "поМНишь, Никто" - Скомкал сонорные согласные, вслушайтесь.
0:15 "зДаеШЬ, МНе" - Вслушайтесь, вместо "зНаешь" он прочитал чуть ли не "зДаешь". И опять проблемно звучит сочетание МН.
0:30 "опять ДоЧНИк" - Снова вместо "ночника" звучит что-то близкое к "дочник". "ник" тоже слишком сильно в нос ушло. Мирон косит под французов? Это точно не комильфо.
0:41 "как ГАснет небо" На последних строках первого куплета становится особенно явно, что у Мирона во время записи был заложен нос! Может, после болезни записывался, или сразу после холода, но разве слушателей волнуют причины, по которым исполнитель выложился на 80% вместо 100%? За 3 года можно было найти несколько дней, когда у тебя не заложен нос, согласитесь. Если же с носом всё в порядке, то тогда это проблема дикции - слишком много звука он пускает в нос.

Вообще, это задача преподавателя по сценической речи, где он исправляет акцент, ставит интонации и помогает научиться правильному произношению. Опять же, правильная речь - это то, что отличает человека, появляющегося по телеку и регулярно выступающего, от андеграундового школьника-рэппера из провинции.

Следующий момент. 0:13. Вслушайтесь в паузу между "неумелый престидижитатор" и "Знаешь, мне". Воздуха у Мирона уже нет и вдох нужен - это с одной стороны. С другой стороны текст написан так плотно, что пауза для вдоха очень коротка - всего 1/16 такта. Это всего один слог! В результате у него не получается ни сделать полноценный вдох, ни красиво зачитать "знаешь" - слово комкается. Делать вдох в этой маленькой щёлке между строк - плохое решение. Нужно либо продолжать читать на том же вдохе, либо выкинуть "знаешь", и в итоге получить 3 слога для вдоха.

Более того, в этом моменте есть ещё один очень тонкий нюанс. Давайте представим, что после "престидижитатор" не слово "знаешь", начинающееся двумя согласными ("зн"), а слово "встряли", начинающееся четырьмя согласными. Понимаете, к чему я клоню? После "престидижитатора" слово "встряли" можно прочитать в ритм, только если не делать паузу вообще! Для паузы места не остаётся. Объяснение очевидное - на произнесение согласных тоже нужно время. Поэтому если ты оставляешь для вдоха 1/16 такта, а потом хочешь сразу влепить словечко типа "стройка" - то имей в виду, согласные сожрут часть времени для вдоха, и ты на ровном месте себе создашь геморрой. При написании это может быть незаметно, но это будет заметно при записи.

В данном же случае в связке "престидижитатор - знаешь" эта двухбуквенная "согласная ловушка" не так фатальна, и её довольно просто обойти, используя лёгкое решение, которое, к сожалению, Оксимирон не знал во время записи. А всего-то нужно было сделать быстрый вдох через широко открытый рот. На вокале это упражнение применяется, чтобы сделать полный вдох на весь объём легких, а так же для расслабления горловых зажимов, если они есть. А они обычно есть у всех.

Далее. Что меня продолжает расстраивать в читке Оксимирона из трека в трек - это его плавание в ритме. Прочитай в строке слово-другое с опережением ритмической сетки на 40-100 миллисекунд - и всё, никакого кача не будет. Сразу возникнет чувство "дилетант у микрофона". В той или иной степени из ритмической сетки вылетают все - даже Эминем в лучшие годы. Вслушайтесь в Lose yourself, в первый куплет. Постоянно вылетает из сетки. Не знаю, так ли это было задумано, но мне это не нравится. Я хочу сказать, что вылететь из сетки 3 раза за песню на сложных моментах - допустимо. Но не в каждом треке в каждой второй строке. Вон, Tech N9ne (Red nose, к примеру) не вылетает же. Значит, и другие могут не вылетать.

А это уже то, что отличает мастера от любителя. Мастер ежедневно поддерживает своё мастерство и чувствует свой уровень. Как только заметил откат какого-то навыка - сел и подкачался. Вспоминается цитата пианиста и композитора 19 века Рубинштейна: "Если я не играю на рояле день - это замечаю я. Если не играю два - это замечают мои друзья. Если три - это замечает публика". А любитель ничего не поддерживает, ничего не понимает, ничего не чувствует, ничего не замечает, а работает по принципу "получается и отлично, я крутой! Не получается - значит, день плохой".

Ещё разновидность инфекции, поразившей весь альбом Мирона, включая сей трек, - это перекомпрессия. Это уже претензия к звукарю, а к Мирону претензия в плане "Зачем отдавать свой альбом на сведение дилетантам?". И снова я призываю музыкантов повышать свои звукорежиссёрские скилы. Не всегда звукари, которые будут вас сводить, будут мастерами. Иногда они будут дилетантами. И вы должны уметь их вычислять.

Чего ещё мне не хватило в этой песне - интонационных рисунков. Всё прочитано довольно "ровно" и обычно. Припев, конечно, просится вокальный (с тем же текстом), но очень хорошо, что в этом треке Мирон не стал петь; большинство треков альбома, где он пел, я как раз из-за пения не смог дослушать.

Ну и последний момент, текст. Это будет не столько разбор, сколько крик души.)

Как известно, русский рэп испокон веков делится на два лагеря: смысловиков и исполнителей. Т.е. тех, для кого главное смысл их песен, и тех, для кого главное общее звучание. Поиск баланса между смыслом текста и техничностью его исполнения сродни поиску истины у философов, начиная с древних времён и по сей день. Миллионы юзеров полегли в тысячах холиваров. Миллиарды аргументов выдвигались, опровергались, и задвигались обратно.

Какое-то время я считал Мирона человеком, нашедшим идеальный баланс, но постепенно понял, что от песни к песне эта характеристика меняется, и что даже если исполнитель явно привержен какой-то из двух философий, у него в творчестве легко может проскакивать песня с противоположными политическими воззрениями. Я считаю лучшей песней Оксимирона "Нет связи". Двойные и тройные рифмы, отлично переданный смысл, хороший словарный запас, яркие сравнения и необычные приёмы, чёткая целевая аудитория песни, плюс оригинальность темы - это всё срывает башню. Я бы назвал её Гимном эмигранта, очень мотивирует и заряжает энергией.

Что же я увидел на альбоме и в Крокодиловых слёзах в частности? Много-много техники, в первую очередь - двойных рифм, и мало смысла. Например, я не понял, кому написаны Крокодиловы слёзы. Я не понял, какую главную мысль он хотел сказать. Это примерно то же, что у меня получилось с Математиком. Вроде все слова понятны, каждый куплет понятно про что, но в целом картина не клеится. Взять для сравнения Стима, Нойза или хрен с ним, Тимати. Слушаешь любую песни и понятно, кому писал человек, зачем писал и что хотел сказать. А здесь я слушаю и у меня чувство, что Окси писал фанатам техники, затем, чтобы показать, какой он крутой, а сказать при этом не хотел ничего. Возможно, он бы вообще молчал, если бы можно было блистать техникой написания текстов без использования слов.

Давайте посмотрим конкретно?

Наша фортуна перед зеркальцем вертится,
Примерив часовой пояс верности - смертницы,
Помнишь, никто не верил что мы вместе и женаты,
Но нам карты спутал неумелый престидижитатор.
Знаешь, мне снилось будто мы снова спали вдвоём,
Спальный мешок, спальный вагон или спальный район,
Соря спальным бельём и кутаясь спальным бельём,
Я столько раз сказал спальня, что это двуспальный альбом.

Эти строки посвящены его жене, тут всё ясно. Двойные рифмы крутые, это тоже ясно. Ясно всё, кроме того, что он хотел сказать. Это не похоже на "Я тебя люблю", не похоже на "Мне плохо и нужна твоя поддержка", не похоже на "Мне хорошо и я готов тебя поддержать", я вообще не знаю, на что это похоже. Плюс непонятно следующее. Если он обращается к жене, к девушке, то почему это так сухо и безлично звучит? Жену можно легко заменить на одного из тех людей, которым он адресует тексты, начинающиеся словами "Я ебал тебя в рот" - и никакой разницы не будет. Понимаете проблему? Обращение к жене ничем не подкреплено больше в тексте, поэтому оно не имеет ни ценности, ни смысла. Хочется сказать - слишком много слов. Я не понял, что он хотел сказать. Далее продолжается всё в таком же туманном иносказательном ключе, да и вообще, я не уверен, что ключ есть. А был ли ключик?

Мирон - это не псевдоним, опять ночник над моей головой
Круглый неон - это мой псевдо нимб.
Ты мой серотонин, а не амброзия с нектаром,
Я сказал железно всё, но ты коррозия металла.
Я всё сижу и смотрю из окна, как гаснет небо,
Хаслят малолетки с барсетками на велосипедах.
Виноват или нет я - не важно, мы с тобой сироты,
Которым провели в интернат интернет.

Из моего мозга постепенно начинает идти дым. Фортуна перед зеркальцем, престидижитатор, спали вдвоём, ночник над головой, смотрит из окна, как гаснет небо (стоп, тогда зачем ночник, если небо ещё только гаснет, т.е. ещё не темно?), хаслят малолетки, мы с тобой сироты. Мысль скачет с первого на десятое, минуя промежуточные этапы. Строка про Мирона и псевдоним - вообще из серии "Так, чем бы заполнить место". Мирон открывает текстовик с наработанными рифмами и строками, выбирает нейтральную строку и вставляет в текст. Вуаля. Никто ничего не заметит. Угу.

Я никогда не скрывал, что я не понимаю поэтические образы, закрученные выше среднего уровня ("часовой пояс верности смертницы" - это, блядь, что, нахуй, такое?), для меня это слишком заумно и тяжело. Я не вижу логической связи между каждыми двустишиями первого куплета, хотя чувство здравого смысла говорит мне, что связь быть должна. Для меня это самый обычный русский рэп а-ля "Мысли вслух". Самый обычный русский рэп! Вчитайтесь в это оскорбление. Так писали рэп в 90-х. Так сейчас пишут рэп на баттлы с 50 участниками. По отношению к каждой строчке первого куплета, да и ко всему куплету в целом хочется задать вопрос "Ну и что?".

Мирон - это не псевдоним! Ну и что?

Над моей головой ночник, круглый неон - это мой псевдо нимб!

Ну и что, что это твой псевдо нимб?

С чего я должен охуеть, кроме как с псевдорифм?

Я об этом в разделе КНП писал - автор должен заранее думать, какую реакцию он хочет получить от слушателя. Кто не думает, может, конечно, случайно попасть пальцем в небо и получить что-то, но в 99% случаев он получит "Ну и что?".

Припев:

Я знаю - это крокодиловы слёзы,
Я знаю - всё необратимо, но всё же,
Я знаю - нет альтернативы и всё же,
Скажи - зачем у крокодила есть слёзы?

Вообще, припев оставил ощущение, что у Мирона то ли кризиз был, когда он этот трек писал, то ли он болел сильно, то ли просто писал для количества, то ли ему реально похуй на смысл, и он тупо вкладывается в технику, но одно ясно, припев нулевой совершенно. 4 строки говорил, потом повторил, но ничего не сказал и свалил. Свалил во второй куплет.

Я ночевал по сквотам, кочевал автостопом,
Сворачивал с дорог и поворачивал на тропы.
И пока мои треки во всю до Невы гоняли,
Увольнялся отовсюду, откуда не выгоняли.
И может это не комильфо или моветон:
И кто-то экономил на дом, а я на микро.
Скажет: «Какой хуёвый флоу», но это в горле ком,
На полке Кроули, открытка с котом и Некрономикон.
Другие пишут альбомы быстро, я этот выстрадал,
Вырвал, вызвал и выдавил, выдрал, высрал и выблевал.
Выжрал, вынюхал, выкурил - не говори, что на вы стали, мы с тобой:
Я похуистом был, но я не пиздобол.
Напротив гастроном, тут всё ровно в основном,
Хоть островной костолом носит телескоп, как астроном.
И каждый вес мутит, а я исчез в студии,
Тренировочные штаны, ирокез, худи.

Во втором куплете неожиданно появляется конкретная тема, и я ясно понимаю, о чём он читает. Второй куплет - годный, православный. Он о том, как он писал альбом ("вырвал, вызвал и выдавил" - трудно было писать, но писал о своём, о больном, о личном), и о том, как жил ("ночевал по сквотам, кочевал автостопом" - жопа, а не жизнь, правда, из текста мало что можно понять, основную инфу я знаю из его интервью и заметок, а здесь, в куплете, просто верхушки айсбергов). В целом этот посыл для русского рэпа, да и вообще для рэпа, - самый обычный. Рэппер описывает, как хуёво ему жилось, и как несмотря на весь буллщит, он всё-таки добился чего хотел.

И что получается? Первый куплет - чёрт знает о чём, второй - о его рэпперской жизни и альбоме, припев ни о чём. Структура отсутствует в принципе. Очень мало конкретики. У Нойза бы ему поучиться конкретике. Но при всём этом он своей читкой и техникой текста убирает 90% русского рэпа. Это как раз тот случай, когда исполнение (+минус) перевешивает текстовую составляющую.

На этом всё. С вами был Зеро.


1ntroVert