Разбор текстов финала текстового баттла

Некоторое время назад в моей официальной группе ВКонтакте проходил текстовый баттл.

Здесь я хочу разобрать тексты финалистов, посмотреть их сильные и слабые стороны, поделиться своим мнением и так далее по списку.

Задание было - выбрать один из семи смертных грехов и написать об этом текст.

Первый текст:

Creative - Сталь.

Кровать, тепло, надо вставать, тащиться на работу.
Может в универ или школу... Одно и то же болото...
Что-то поел, помылся и, выходя из квартиры,
Он спохватился: на нем рубашка не постирана.
"Какого чёрта?!" От злости пнул дверь со всей силы.
Она-то тут при чём? Ну, парень, тебя не просили...
Минут десять он готовил другую рубашку,
Затем по лестнице, горы мата трёхэтажного.
От подъезда к остановке. Прыжками через лужи,
Вот стоит автобус нужный, но надежды разрушены.
В свете красных фар парень не менее бордовый.
Чайный завар из листьев гнева полностью готов.
Опоздал на работу, или на учебу, впрочем,
Я ещё не закончил. Пока поставлю троеточие.
В любом случае - его лишили полномочий.
Контроль над гневом очень даже мог ему помочь.

ПРИПЕВ:

Переверни монету. Кроме орла есть и решка.
Ты говорил: "смысла нет", не видя вариантов в спешке.
Гнев выпускать наружу - слабых людей удел.
Не давай ему разрушить свою волю, своё тело.
Глухая хижина, лишь стук по наковальне слышен.
Температура повышена, дым валит из-под крыши.
Молотом по своей злобе. Стальная воли сила.
Молод он, но не позволил гневу себя изнасиловать.
Он приручал злобу, как древние люди пламя.
Не бежал галопом, не делил он мир напополам.
Постепенно, чередою проб и ошибок,
Он делал оружие из того, что его раньше крушило.
За окном хижины - пастбища, луга для злобы.
Но уже хищно не рвётся: знает - ей не повезло.
Отныне, если в вены поступает даже капля гнева-
Энергия мгновенная, и море по колено.
Вот тебе диллема: стопроцентного спирта стакан
Может убить без проблем, к тому же - до заката.
А может рану обеззаразить. И выручить жизнь.
Ты чувствуешь контраст? Самому себе скажи.

ПРИПЕВ.

"Какого чёрта?!" Со злости пнул дверь со всей силы.
Она-то тут при чём? Ну кто его пинать просил?
От подъезда к остановке. Хромая, через лужи.
Глупый недоносок... Нога со сталью ведь не дружит...

Итак, начали! Первая строчка прекрасна:

"Кровать, тепло, надо вставать, тащиться на работу."

Картина ясна. Нагретая постелька, зуммер будильника, а хочется "ещё пять минут". Всё конкретно и однозначно, как армейский приказ. Но любоваться этим мы будем недолго, только пока не увидим вторую строку:

Может в универ или школу... Одно и то же болото...

Может, в универ или школу? А может, в Сбербанк за пенсией или в детский сад, по вызову воспитательницы насчёт проблем с ребёнком? Я к чему - пока была одна работа, было понятно, что пишет работающий человек. Ему 16-25 лет (потому до 16 работают редко, а после 25 это чувство "ещё пять минут" проходит, точнее, к нему привыкаешь). Это регулярно работающий человек (из-за регулярности возник хронический недосып и поэтому каждый раз хочется ещё чуть-чуть поспать). Это не может быть студент, работающий 2 или 3 дня в неделю на полставки. Но когда появилось "в универ или школу", всё размазывается и рушится. В первой строчке построил, во второй разрушил.

Похоже на попытку охватить "побольше целевых аудиторий". Вроде как писать только для работающих людей - это мало, ещё нужно захватить студентов, школьников, а заодно пенсионеров, родителей, дедушек и прабабушек. Не-а. Товар для всех не нужен никому. Вспоминаем раздел Как написать песню, и вспоминаем Нойза. Каждая песня написана от лица конкретного человека. Без "может", без "или". Моё море написано от лица рыбы, а не от лица "рыбы или птицы или, может, насекомого". Не бойтесь узкой целевой аудитории. Узкая - так узкая, хрен с ней. Не надо приплетать до кучи всех подряд, обычно это кончается плохо.

Итак, как должно быть: в первой строчке он встаёт на работу. Во второй строке можно обострить ситуацию, добавить красок. Пятка (нога, стопа) на холодный пол, в зеркале ванной - зомби. В общем, развиваем ситуацию, заданную в первой строчке.

Далее. Что-то поел, помылся и спохватился. В принципе, довольно конкретно, но я бы "помылся" перенёс во 2-ю строку, либо выкинул, а "что-то поел" развернул до более конкретного - "бутерброд всухомятку", или наоборот "бутер с чаем". Это настолько конкретно, что ... чёрт, у меня слюни выделились. Пойду чай налью.

Итак, чай. :) Следующее, что меня заняло - это контраст между уровнем греха (гнев, несдержанность) и выбранной для раскрытия темой. Кстати, объясню хотя бы сейчас, что я сделал. Лучше поздно, чем ещё позже. Обычно тема в баттле даётся именно как "тема". Например, "Мой город". При этом хоть тема "Мой город", но идей может быть тьма. Кто-то расскажет, какой у него ниибически крутой город, сколько тут друзей и классных воспоминаний. Кто-то расскажет обратное - как его город убивает в подворотнях молодёжь бутылками с дырками, как в поисках дозы нарики таскают барахлишко и толкают по дешёвке своим барыгам. Домино, например, раскрыл бы эту тему в духе "Мой город - Доминовуд, он во мне, и невидим чужим глазам". Нойз бы раскрыл "Мой город - это Казань. То есть Самара, в смысле, Краснодар". И так далее. Что в этом всём важно, что есть тема, а есть идея.

Так вот в своём задании на финал я дал не тему, а идею. А тему ребята должны были придумать сами. Они должны были сами додумать идею смертного греха (оба финалиста исходили из позиции, что смертные грехи - плохо. А можно было взять обратную версию и раскрыть её. Возможно, с юмором - "лень - кайф! Круто лежать на диване, дружище, отращивай пузо, веди блог, зарабатывай тыщи"), потом придумать, через что раскрывать её, и потом писать.

Возвращаясь к начатой мысли. Идея: гнев и несдержанность - зло, они заведут человека в задницу. Тема - эпизод из жизни неудачника, назовём это так. Причём сам эпизод очень маленький. Я имею в виду размах. Непостиранная рубашка, опоздание на троллейбус - какая же это трагедия? Это так, маленькое недоразумение. А вот если бы это был игрок в покер, который не смог скрыть своё раздражение неудачной раздачей и потерял миллион баксов - то уже масштабы соответствуют.

Из-за этого несоответствия первый куплет очень слаб.

Последнее четверостишие представляет собой сборник ошибок.

Опоздал на работу, или на учебу, впрочем,

Я ещё не закончил. Пока поставлю троеточие.

В любом случае - его лишили полномочий.

Контроль над гневом очень даже мог ему помочь.

1 - опять "или". На работу, на учёбу или в дом престарелых. Размазанно, нечётко. 2 - авторский комментарий, который занимает строку места в предприпевной строфе (одно из важнейших мест в песне!) и сообщает бесполезную информацию. 3 - не хватает только "кароч, пацаны, я тороплюсь, дальше в песне всё нормально, я пошёл". :)) Объективно чем плоха строка - перечисление фактов в лоб, как в газете. Но этой строчки вообще не должно быть в куплете. Вообще неясно, как ему мог помочь контроль над гневом, если он тупо опоздал? Автор, видимо, имеет в виду, что после опоздания начались разговоры "А почему вы опоздали, уважаемый?", на которые он не сдержался и "сказал лишнего". Ну так это и нужно освещать. А не "его лишили полномочий". Как я понимаю, это - кульминация куплета. Кстати, да. В куплетах должна быть кульминация. В каждом. :) Это я недавно изобрёл. Идеальное место для кульминаций - последняя строфа перед припевом, и в частности, её последняя строчка.

4 - опять выводы в лоб. Я бы закончил первый куплет на 3-й строфе. 4-ю строфу я бы просто выкинул, ибо она не несёт ничего нового, а только занимает место.

Припев имеет смысл, хотя и пришлось его поискать. 

Гнев выпускать наружу - слабых людей удел.

"Слабых людей удел" - ох уж мне эта инверсия. На мой взгляд это - моветон. Каждый раз, когда я вижу подобную необоснованную инверсию, я испытываю внутреннее содрогание. Есть инверсия обоснованная, но в данном случае это не она. Я против.

Второй куплет мне нравится практически весь (если не обращать внимание на отсутствие ритмики в тексте, рифмы и прочие технические мелочи). Конкретно, ярко, живописно. Конечно, кроме последней строфы, где автор снова ударяется в газетную проповедь прямым текстом.

Переходим ко второму тексту.

Серёга Попырин
И пускай проблемы атакуют, не какую нибудь стерву,
А такую, красивую девушку, не пьющую вермут,
Работягу на нервах, и с натягом наверное 
Скажете, что не выход полоска на венах,
Но что ей осталось?Скажи, Мириться со всем?
И видеть счастье своё лишь только во сне?
Прекрасная пора была, но на граффике жизни парабола,
Ветвями вниз и ноль функции пройден, не порадовал
Её исход, хотя может и изменить всё смогла бы,
Но однако жизнь и все проблемы ей уже по гланды.
На работе завал, парень бросил, а она молода,
Авитаминоз давит на мозг хоть и осень, по годам
Проходила хоть и не по годам умна и красива,
Путь трудяги не давал ей пропитаться пассивом.
ПозднЕй, уныла до конца, и на шею петля,
Пара минут, и всё.. пропали пульс и взгляд.

Припев

Уныние на ветер брось, пусть летает...
От ныне и на веки, обрети позитив.
Это заповедь пусть для вас не святая,
Но с оптимизмом бес не посетит.

Падение духом не любят в нашем, мире жестоком,
Его не любили давноещё при Иисусе - в истоках
Реки, под названием "жизнь". Так будет всегда,
Ведь мир не терпит слабаков, и это сигнал,
Что бы вы унывать перестали, инчае - съедят
Вас с потрахами, не унывайте - пожалейте себя,
Ведь больше некому жалеть все уныли, давно,
Но не надо сдаваться если проиграл, а вновь
Идти до победы, оставляя всё кроме надежды,
И веры, пускай будет сложно конечно,
Но так надо, страх и уныние подальше переселяй,
Пускай ты неудачник, но зато веришь в себя.
Иногда надо идти против себя, мозга и смысла,
Пусть это тупо, но ведь проблемы то быстро
Уйдут, И станет лучше. Уныние слабости признак 
Лучше смотреть всю жизнь на мир через призму.

Уныние на ветер брось, пусть летает...
От ныне и на веки, обрети позитив.
Это заповедь пусть для вас не святая,
Но с оптимизмом бес не посетит.

Это пример текста, читая который, я жалею, что занялся музыкой, и теперь из-за этого вынужден читать подобные тексты и слушать подобные песни. Что меня так вымораживает? Сплошные обобщения. Дело не в том, что они есть. Дело в дисбалансе. По-хорошему, на 4 строки будет нормальным зачитать 3 строки конкретных вещей и 1 - обобщений. Иначе получается просто список фразеологизмов: падение духом не любят в нашем мире жестоком, так будет всегда, мир не терпит слабаков, это сигнал, вас съедят с потрохами, не унывайте (тоже призыв в лоб, видите?), не надо сдаваться, надо идти до победы, иногда надо идти против себя (а когда это - "иногда?". Как узнать, что "иногда" настало?).

Я храню одну свою давнюю цитату (да, это почти как мастурбировать), где я точно выразил ситуацию с обобщениями:

Товарищ Кобальт (25.01.2008 13:17)
Просто меня скрючивают всякие авторы, которые начинают влезать с критикой типа "а ты видел как вылупляется Чужой, чтобы писать про это? А ты был бабочкой, чтобы описывать её жизнь? А ты любил, чтобы писать о любви?". Нет, нихуя я не делал. Я просто пишу интересные истории. Стивена Кинга тоже не кусали Лангольеры, а он про них написал.
Если бы все писали только о реальной жизни, то не было бы никакого творчества.

Вы видите то, что вижу я? Пинки, ты думаешь о том же, о чём и я? :)

Обратите внимание: 7 предложений о конкретном, и только одно - обобщает сказанное!!! Представьте, насколько сухо и жалко смотрелся бы последний вывод, оторванный от трамплина семи предварительных конкретных предложений. Не зная эти 7 предложений, а зная только вывод, - вообще непонятно, стоит ли доверять человеку, который произнёс этот вывод. Может, он его сам ни хрена не понимает, а где-то вычитал, а теперь пересказывает, делая вид, что умный? Почему мы должны верить человеку, который тупо сыплет афоризмами и цитатами? Это ли признак ума и опытности? Да ну на хрен. Согласитесь, это веский аргумент против того, чтобы говорить обобщениями.

Вот, к примеру, наш автор сказал "Падение духом не любят в нашем мире жестоком". Кто есть автор? Что он знает о падении духом? Что он знает о жестокости мира? Как он узнал, что это самое падение - не любят? Вот если бы первые 3 строки были про то, как прилежная девочка из провинции, отличница и пианистка, поступила в Москву, закончила вуз, но из-за низкой зарплаты пошла работать элитной проституткой, а 4-я строка была "Падение духом не любят в нашем мире жестоком" - окей, я верю, я вижу логику. Я понимаю, о чём говорит автор. А если он просто сыплет обобщениями, как алкаш ругательствами - я говорю нет.

Кратко я бы сформулировал проблему-задачу так: обобщения должны быть обоснованы.

Вспомним окончание второго куплета моей песни Математик:

Да, математик во мне убил поэта,
Но что поделать, если не смогли ужиться мы вдвоём?

Что значит "математик во мне убил поэта"? В чём это выражалось? Это неслабое обобщение с претензией на что-то высокое и благородное. А обоснование - идёт перед этим и в первом и во втором куплетах:

"Ты слышал ноты, я - герцы", "Хочу как все, бухать и блевать". Я понял, что моя природа - математическая, и я принял себя. Этим я убил в себе поэтическую часть. Всё обосновано.

Или вот это: "Слышишь на фоне скрипки? - Во мне погиб Чайковский."

Казалось бы, всё в порядке. Но оно стало в порядке только после того, как я этот порядок навёл. В первой версии не было скрипок. Было что-то в духе

Я - эхо девяностых... (Я - эхо девяностых...)
Я - словно остров... Во мне погиб Чайковский.

Остров был только для рифмы и для печали, ни для чего более. Но в этом случае Чайковский оставался необоснованным. Да, рифма крутая, но почему это, блядь, во мне погиб Чайковский?! С хуяли это? Поэтому я думал и придумал обоснование. Слышишь на фоне скрипки? *скрипки звучат громче - это задача сведения* - Во мне погиб Чайковский. Т.е. будь моя воля - сидел бы и писал произведения для скрипичного оркестра, но нет же, блядь, занесло меня в этот ваш ёбаный рап. Это очень важно - не оставлять свои слова необоснованными. Иначе они не будут представлять из себя ценности.

М-да. Получился разбор моего текста, а не текста финалиста, но мне кажется, это к лучшему. Почему? :) Я должен обосновать, почему мне это кажется.

Потому что сейчас тот случай, когда просто нужен пример правильно работающего устройства, ибо текст автора абсолютно неоперабелен.

Вот в таком разрезе.


1ntroVert