Чьи проблемы ты решаешь?

Pre. Scriptum.

Сегодня я как подвыпивший незнакомый собеседник в баре - не буду лаконичным. Я буду нести всякую Хью. Джекман.

Странная штука жизнь. Ложишься, когда не хочешь, встаёшь, когда не хочешь, чтобы идти туда, куда не хочешь. Это обычно называется словом "работа". Пишет мне тут один постоянно. О том, как у него всё плохо на работе.

    • Женя, привет.

И так пишет, как я в своё время писал. И как могут все написать - ничего уникального в этом нет. Почти у всех всё так плохо, все мы по одну сторону баррикад.

Прошли стандартные 2 месяца, и магия закончилась. Ты перестал учиться чему-то новому, потому что ты уже всему научился, что тебе нужно уметь для своей должности. С коллегами всё ясно, что называется, и даже притом, что ты бы с удовольствием копнул глубже, - да копать там некуда. Скука. Рутина. Ты начинаешь сидеть вконтакте и халтурить. Служба безопасности рассказывает начальнику чем ты занимаешься, когда его нет. Начальник объясняет тебе, что ты неправ. И ты неправ, тут спорить не с чем. В качестве аргумента можно сказать правду "мне здесь неинтересно, это меня не развивает, я увольняюсь", но ты так не скажешь. Не потому, что яиц у тебя на это не хватит, дело тут не в яйцах, а в том, что - кто будет платить за квартиру, выплачивать кредиты и на чьи деньги ты будешь жрать сегодня вечером творожную массу с изюмом? На какие деньги ты поведёшь в кино свою девушку?

    • ...или своего парня, если ты пидр. Хотя пидрам проще - идти за счёт своего парня можно без проблем. Удобно, кстати. Вот не думал об этом раньше, а тут задумался и увидел плюсы пидрства.

Ты опаздываешь и тебя штрафуют. Начальство и коллеги выражают к тебе неуважение.

И ты начинаешь решать эти проблемы, созданные, кстати, тобой же. Перед кем-то извиняешься, ставишь по 33 будильника заранее, чтобы не проспать, тратишь деньги на такси, чтобы успеть вовремя, разбираешься в программах, в которых работает твоя контора, вникаешь в глюки этих программ и постепенно обучаешься их обходить.

И постепенно часть уважения даже возвращается. Частенько с комментариями вроде "Вот, другое дело! Ты снова стал человеком! Взял себя в руки, молодец! А то совсем как чмо был, что ни день - то одни косяки. Красавчик!"

А! И параллельно ты копишь деньги на что-то, что тебя приблизит к мечте. Например, ты хочешь заниматься музыкой и копишь на новую гитару/звуковую карту/звукоизоляционную кабину/запись-сведение альбома и так далее.

Что должно случиться, чтобы ты понял, что это ненормально и начал это менять?

Должен быть критерий смены поведения. В поговорке "Пока не грянет гром - мужик не перекрестится" этот критерий - гром. Можно гром ждать. Но тут я могу сказать другую поговорку:

-Долго ли ждать перемен к лучшему? - Спросили у Мастера.

-Если ждать - то долго.

Тебе нужен гром? Не жди его, сделай его себе сам! Do it youself, так сказать.

-Штирлиц, закройте окно, дует!

-Do it youself, motherfucker!

Так, у нас внезапно начался вечер Жванецкого.))

Гром бывает как ощущение "Я тут столько времени работаю, а ничего не меняется. Я прожигаю жизнь впустую!!! ААААА!!". Кому-то хватает тех самых двух месяцев, кто-то мучается полгода-год, кого-то работа может засосать на годы.

И всё время, что ты на этой работе торчишь, ты интуитивно ощущаешь, что это не то, чем ты хочешь, должен и можешь заниматься. Ты понимаешь, что есть цепочка правильных, но пока тебе неизвестных действий, которые ты должен совершить, чтобы вылезти из этого болота и начать делать нечто правильное. Но ты понятия не имеешь, как эту цепочку найти. И всё это отягощается тем, что платить за квартиру и кредиты и жрать тебе нужно прямо сегодня вечером, тогда как поиск - хоть и благородное явление и весьма возвышенное, но жрать сегодня вечером не даст точно.

И ты решаешь все эти рабочие проблемы, тратишь на это силы и время. Нафига? Это не твои проблемы. Они тебя развивают? Хрен. Они делают тебя лучше? Или они делают тебя злее, более чёрствым, замкнутым и толстокожим? И что, тебе нравится быть таким? Тебе нравится куда тебя развивает твоя работа?

Для меня это выглядит как неправильная стратегия - работать на неправильной работе и готовиться к правильной работе. Копить, ждать, готовиться - это тухлятина. Пока ты занят этим дерьмом, жизнь проходит мимо.

Я пример плохой во многих других отношениях, но в этом отношении я сам являюсь для себя примером и тащусь от этого. Я фрилансер-звукорежиссёр-музыкант. Я держу домашнюю студию, где записываю клиентов, свожу треки, занимаюсь консультированием по всем музыкальным вопросам, в которых компетентен. У меня нет начальника. Нет никого, кто может мне позвонить или написать, и я такой - ааа, чёрт, так, пацаны, тихо, это Семён Викторович.

-Да, Семён Викторович.

-блабалблабабЛАБЛАБЛА!

-Ой, это я ошибся, дайте мне 20 минут, я всё переделаю и отправлю вам на почту.

-БЛАБЛАЛБЛА БЛА! ЛА! БЛА!

-Извините, такое больше не повторится.

Главное в этом разговоре - это приятное ощущение собственной чмошности и второсортности. Тебе кто-то говорит что делать, и ты делаешь. И если ты накосячил, с тебя спрашивают и не стесняются в выражениях.

С меня спрашивают клиенты - сведённый трек, минус, либо ещё какие-то вещи. И я сам себе являюсь начальником и хорошо проверяю всё, что отправляю людям. И отношения у нас всегда на равных. Я за все 300 лет, что занимаюсь своим делом, ни разу не встретил клиента, который бы общался со мной свысока. То ли мне везёт, то ли это в принципе норма - я не знаю, но меня это устраивает. Бывают ситуации, когда человеку категорически не нравится, что я сделал. Я возвращаю деньги, и ничего - никакого негатива ни разу не было. Не сработались - бывает. У каждого звукорежисёра свой вкус, свой стиль, свой звук. В этом плане очень важно найти своего звукаря, с которым не только хорошо работается в плане результата, но и с которым хорошо общается, а это не всегда случается сразу. Бывает, что сведу несколько треков человеку, и только потом начинаем общаться ближе - я начинаю доёбываться до его текста например (а я тот ещё граммар наци, косоглазое ударение или нерусские обороты сразу замечаю :), или объяснять ему, что вот этот приём у тебя классно получается, его нужно больше, а это нифига не получается, не делай так.

Когда я пишу новую песню, я думаю над гармонией. Я смотрю какой-нибудь фильм и вдруг замечаю где-нибудь на 43:58 три ноты, сыгранные на рояле, поверх легатной скрипичной секции. И я слышу в этом новый минус для своего нового трека. Я жму на паузу, срочно открываю кубейс и начинаю рисовать. Спустя час у меня на руках набросок, который я буду доделывать, когда пойму, что я хочу из него сделать, и возвращаюсь к фильму.

Когда я пишу текст, я подбираю рифмы, на записи я пробую новые распевки. Я записываю кавера, пытаясь освоить технику того исполнителя, которого кавер-каю. Когда я выступаю в клубах, я вникаю в нюансы работы с клубным звуком. Когда-то ко мне подходили первые слушатели, окружали меня - а я не знал, что делать, мне было неловко и неудобно, я сбегал от них, делая вид, что мне куда-то надо. ) Да, смешно вспоминать об ошибках, с которых начинал. Сейчас если меня окружат - я просто начну Нагорную проповедь. Потому что все эти годы я занимался развитием и решал те проблемы, которые меня развивали и двигали вперёд.

Это мои проблемы. Когда я работал и мне нужно было участвовать в любого рода переговорах - даже если речь шла о том, чтобы с кем-то поменяться на какой-то день или отпроситься - это всегда были переговоры из позиции чма, копошащегося под ногами. Сейчас когда я пишу кому-то - дизайнеру, другому исполнителю, звукарю, битмейкеру - с какой-то неприличной просьбой содержащей слово "бесплатно", я чувствую себя отцом драконов. Я знаю, что есть 1000 способов получить от человека то, что ты хочешь, бесплатно. Но нужно дать ему что-то столь же ценное. И мне интересно это искать и сближаться с людьми, чтобы заключить сделку. И сделка - это не только сделка, но и начало знакомства. Сделка забывается, дружба остаётся. И подпись типа - Ваш дьявол.))

Так вот - мне всё это интересно. Каждая даже самая маленькая выполненная цель или решённая проблема двигают меня вперёд. Я ненавижу рутину. Когда меня спрашивают - счастлив ли я, я говорю - да! Значит ли это, что у меня нет проблем? Нет. У меня есть проблемы. Но я их люблю. И я люблю решать СВОИ проблемы. Меня это развивает и продвигает, мне это приносит удовольствие.

Повторюсь, я во многих сферах чел косячный,

Но в этой - я однозначно красавчик!)

Я понимаю, что всё идёт как должно, и поэтому мне больно смотреть на некоторых друзей и знакомых (Евгений :), которые занимаются чёрте-чем и ждут грома. Ждёшь грома? Считай эту статью своим личным громом. Бабах, блядь!

Я не знаю, как послать документ на печать, если принтер подключён не к моему компьютеру, а к другому компьютеру в локальной сети. Я не знаю, что делать, если ксерокс зажевал бумагу. Я не знаю, как пользоваться программой 1С Бухгалтерия. Мне это нафиг не надо. Меня эти проблемы и задачи не интересуют. Если я узнаю вдруг все эти вещи - я их забуду на следующий день без усилий. Это примерно как билеты на экзамене по теории вероятностей или волновой физике. Я не хочу поднимать со дна свои рассказы о моём отношении к высшему образованию, но вуз во многом похож на работу. В основной массе людей там заставляют делать то, что им не нужно сейчас. Программы построены абсолютно идиотским образом, где 95% информации нужно тупо учить. Ту же информацию если правильно подать - учить будет вообще не нужно, она войдёт в головы студентов легко, как имя любимой женщины или её любимые цветы. И останется там навсегда, кстати говоря.

Так, пока мы далеко не ушли от обучения, вот прекрасная копипаста на эту тему:

...И сотворили Школу так, как велел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения – его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить - ему приказали молчать. Он стремится понять - ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания - ему они даются в готовом виде.
 
И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться. Дети отбились от рук. Они бегут из дома, ищут приключений. Они становятся практичны, самоуверенны и упорны без помощи школы и даже вопреки ей...
 
© Адольф Ферьер (начало XX века, Швейцария)
 
Так вот, я возвращаюсь к вопросу о стратегии. Что делать?
 
В этой ситуации тебе надо ПАРАЛЛЕЛЬНО начать делать Своё Дело. Это ТВОЯ проблема, это ТВОЯ задача. Никто кроме тебя это делать не будет. Твоя жизнь никому кроме тебя не нужна. Ты ничего не делаешь? Окей. Ты что-то делаешь? Окей. Ты ошибаешься? окей. Ты идеален? Окей. И всем плевать, делаешь ты что-то чтобы улучшить свою жизнь или нет. У всех и у каждого своя собственная жизнь и свои собственные проблемы. В детстве родители ещё нас дёргали - учи уроки, иди погуляй, учи язык, у тебя сегодня репетитор по физике и так далее. Мы выросли и никому кроме себя не нужны. Если ты сам не будешь рулить своей жизнью, ей будут рулить другие. И прекрасно, если рулевой попадётся толковый, который хоть и едет на тебе, но в Нарнию. Но такие - редкость. Обычно попадаются мудаки, которые сами катятся в ад и тебя туда же закатят.

Поэтому в таких ситуациях задача №1 - это ПАРАЛЛЕЛЬНО начать делать СВОЁ ДЕЛО. И если дела нет - значит, надо его начать ИСКАТЬ. А не ждать, что сначала всё наладится, а потом я начну.

Когда всё наладится ты умрёшь. И что за слово такое «наладится». Ничего само не наладится. Всё всегда налаживает КТО-ТО. И в твоей жизни кто-то - это ты. Вот и налаживай, хули ты сутулишься сидишь?

Да, работа изматывает тебя в ноль, и когда ты возвращаешься домой - ты можешь только ничего. Это у всех так, это мы всё проходили. Она изматывает не столько физически, сколько морально, и даже когда силы что-то делать остаются, не остаётся желания.

И в этом состоянии ты будешь отныне и во веки веков. Если не начнёшь что-то менять. Сил нет и не будет - но ты должен найти их чтобы начать развивать своё дело. С трудом. По маленькому шажочку. Например, написать цель. Чем ты хочешь заниматься вообще. Потом пообщайся с теми, кто достиг в этом успеха - пусть расскажут тебе про кухню. Кухня это святое. Я когда хотел быть музыкантом, я думал, я буду только стоять на сцене и петь песенки. Никто меня не предупреждал, что запись и сведение это дорого, поэтому либо сам учись этому, либо работай в офисе и относи деньги студиям. Никто не рассказывал, что делать, когда кончатся темы, когда перегоришь, когда попадёшь в яму, и так далее. Это - кухня. И о ней лучше узнать сразу. Потом если кухня устроила, пишешь цель, составляешь план, и потом по шажочку каждый день что-то делаешь. Если речь о музыке - пишешь песни, репетируешь их, записываешь, сводишь, выкладываешь. Выступаешь. Собираешь обратную связь, работаешь над собой, и пошло-поехало. Когда ты начнёшь двигаться - тебя по инерции будет тащить вперёд. Продолжать легче, чем начинать. Начало это всегда самое сложное.

Вон взять например мою Настю, клавишницу. В смысле, мою клавишницу, Настю. Ох уж этот русский язык, совсем нельзя оставить его одного - чуть что начинает переставлять слова и глумиться надо мной! Так вот, она работает в аду, но параллельно выступает с двадцатью пятью группами, в которых играет. И что? И ничего! Она находит время и отрепетировать новые партии и окончательно забыть старые. Потому что она начала давно, а сейчас просто продолжает.

Так вот, постепенно ты начнёшь решать проблемы, которые тебе интересно решать, и которые тебя развивают. Если ты не Вуди Вудпекер, то решая проблемы, ты будешь профессионально расти.

Профессионалы в цене всегда и везде, что означает, что рано или поздно ты выйдешь на хороший стабильный заработок (параллельно к основной работе!), и с ненавистной работы можно будет спокойно уйти.

Ну а если свои проблемы решать не будешь, а будешь и дальше решать чужие, то и расти профессионально не будешь, и всё останется как сейчас. If then else, короче. Всё прозрачно и предсказуемо.

Я это так вижу.


1ntroVert