Валерия Гай Германика. Школа
Вот и готов наш новый трек с Эдди на баттл. Одна из моих главных проблем - дисциплина. На создание трека нам дали месяц, а мы сели за 3 дня до конца, причём я свой текст сел писать в 13 часов в последний день . Запись начал в 20, закончил в 22, а сдавать надо было в 23. Слава богу, продлили до 10 утра следующего дня - всё-таки организаторам нет никакой радости настаивать на железных правилах в ущерб заполненности таблицы баттла. Сидел до 6 утра, наводил марафет, добавлял фишечки, трансгейты, псевдосайдчейны и прочие диско-припевы. Потом встал в 9 утра, сделали с Эдом контрольное прослушивание и финальные рюшечки и трек в итоге был залит в 9:57. Смех сквозь кровавые слёзы. Блин, что у меня за уродские смайлы. У смайла со слезами из глаз лезут синие черви. Личинки Чужих, не иначе. - и опа, снова Чужие из головы полезли. Как будто я Чужих пересмотрел)
Но нет. Я пересмотрел сериал Школа Валерии Гай Германики. Отчасти поэтому я взялся за трек в конце срока. Да, я сериальный задрот.
Когда я слышу словосочетание "российский сериал", мой индикатор "Желание жить" краснеет и мигает. Менты, коррупция, взятки, бандиты. Параллельно - "мелодрама", где всё показано так, "как есть". Ибо жизнь сложная штука и не бывает, чтобы всё было хорошо. Если девушка любит мужчину - он любит другую. Если он её всё-таки любит, то вынужден жить с другой женщиной, для накала страстей - с женой. Да, он женат, но вот любит эту девушку. Если он не женат, то он живёт с мамой, которая девушку ненавидит и строит против неё козни. Если козней нет, и вроде всё хорошо, и даже намечается какая-то свадьба - из ниоткуда, как Железный человек, появляется первая школьная любовь данного мужчины и приносит на руках шестерых его детей, которых она зачала, выносила и вырастила втайне от него, потому что его не любила, а теперь поняла, что любит. Либо если нет никакой девушки, внезапно выясняется, что эта девушка беременна от предыдущего хахаля.
И всё это показывается намеренно такими избитыми штампами, что мой индикатор "Уровень банальности" зашкаливает, стрелка вылезает из-под защитного стекла и уползает на приём цветмета, чтобы умереть смертью храбрых.
И вот я начинаю смотреть Школу. Первое, что меня поражает, - это ощущение, что сериал начинается с середины. Посмотрев первую серию, я понимаю, что это - не начало. Чувство, что герои жили своей жизнь до меня, а наблюдать за ними я, зритель, начал только вот с этого момента. Этим режиссёр словно говорит зрителю: Нам и без тебя заебись. Хочешь - смотри. Не хочешь - пошёл нахуй, мы тут вокруг тебя плясать не собираемся. Я такое впервые почувствовал в жизни, смотря фильм. Цепляет, затягивает.
Следующий момент. Знаете, когда в фильмах один говорит - все слушают. Нет такого, что одновременно говорит больше одного человека. Понятно, почему так делается - внимание у зрителя одно, и он может направить его только на одного оратора. Лера Германика это нарушила и мгновенно телепортировалась в сектор "абсолютно реальной атмосферы". Типичная школа - класс разбивается на группы, и на переменах в каждой группы ведутся независимые разговоры. Ведутся одновременно. В Школе - именно так. Конечно, всё-таки режиссура на месте, и там, где зритель должен что-то услышать - он это слышит. Но при желании можно сосредоточиться на фоновых разговорах и охренеть от реалистичности. После просмотренных тысяч фильмов и серий сериалов, я понимаю, насколько редок такой приём, а точнее, насколько он единственный.
Это что касается режиссуры. Моменты, которые мне интересны как творцу, проф. интерес. Теперь о персонажах. Они реалистичные. Кстати, слово "реалистичный" я буду повторять ещё много раз по отношению к Школе. Так вот, во-первых, в сериале нет как таковых главных героев. В классе человек 30 и достаточно подробно освещается жизнь примерно 13 из них. Баланс достаточно равномерный, хотя в зависимости от серии и сюжетного поворота, камера больше фокусируется на определённых героях. Опять - этот приём придаёт реалистичности, не даёт сопереживать кому-то одному, не даёт погрузиться в атмосферу и смотреть на происходящее из чьих-то глаз, а удерживает тебя в роли независимого наблюдателя. Ты пытаешься влезть в сериал, в чью-то шкуру, чтобы стать одним из них и начать сопереживать всей ситуации, но режиссёр равнодушно выпихивает тебя из телевизора, повторяя всё то же: "У нас и без тебя всё ок".
Во-вторых, интересный, приятный и, конечно же, реалистичный момент - в сериале нет однозначно положительных персонажей. Да и однозначно отрицательных тоже нет. Показаны реальные живые безликие и средние люди, какие они есть. В отличие от похожих "реальных" людей из типичных российских сериалов, эти люди - реально реальные. Сильно порадовали всяческие речевые запинки. Актёры (хотя актёрами их не поворачивается назвать язык, потому что они не играют!) заикаются, запинаются, бурчат что-то под нос, что приходится вслушиваться в их бурчание. Они что-то говорят, друг друга не слышат и переспрашивают. В 8-ми сезонах Хауса я не встретил ни одной запинки. Зато я встречал эти запинки в неудачных дублях. То, что не годится для вылизанного Хауса, годится для реалистичной Школы. Но проблемы с речью - не их единственные проблемы.)) Они завидуют, брешут, любят, ненавидят друг друга, учителей, родителей и мир. И это делают не только ученики, но и родители и учителя. И всё это они делают не как в российских сериалах, а как это делал, например, я. Так, как это делали мои школьные друзья и недруги. Я много чего перевидал в кинематографе, но такой подход для меня новость. Кстати, я раньше смотрел Лерин фильм "Все умрут, а я останусь" - так там всё то же самое, только лаконичнее. Школа раскрывает ту же тему, просто подробнее.
Я сказал, что актёры не играют. Вот отзыв одной из актрис по поводу фильма, который я прочитал уже после просмотра сериала:
— Надежда Иванова о героине[14]
И мне стало понятно, почему всё так, как есть. Интересный подход к режиссуре. Правильный. Похоже на разновидность системы Станиславского, а может, и какой-то личный Лерин апгрейд этого метода. Важно одно: работает.
Я не могу рассуждать на тему "Сериал Школа и его влияние на Россию", мне все эти мировые обобщения чужды. Буду говорить о том, что знаю точно. О том, что сериал дал мне, и как он повлиял на меня. И самая важная мысль по этому поводу у меня сформировалась где-то в районе 30-й серии, т.е. в середине. Мысль такая: если бы я увидел этот сериал, когда был в 7-8-9 классе, я бы сейчас был другим.
Все эти очень разные персонажи - очень типичные для российской действительности, они типичны для российской школы. Я сужу по тем нескольким классам, в которых учился сам, и в которых учились мои друзья. Просто в реальных классах не такая концентрация всех этих проблем. А, ну да. Это момент, в котором Германика привнесла худвымысел - она взяла много реальных типажей и просто поместила их в один класс. Это единственный акт творчества во всём сериале, но именно он оживил этого монстра доктора Франкенштейна.
Так вот я первые 8 классов существовал в группе, где не было классических агрессивных типажей, которых можно назвать быдлом и гопниками. Самые агрессивные всё равно были достаточно культурными парнями, да и попробуй быть хулиганом, когда вокруг тебя 30 пай-мальчиков и пай-девочек. И когда я перешёл в новый 9-й класс, где таковые ребята были, я понятия не имел, как с ними строить отношения. Зато они прекрасно понимали, как строить отношения с такими, как я.) И когда они всё построили, я был в низу постройки.
Так вот в этом отношении я смотрю школу и понимаю, что это просто видеотуториал по психологическим типам! За 69 серий все типы переобщались между собой и показали самые разные варианты развития отношений - как локальных, в пределах нескольких минут, так и глобальных - тянущихся полгода (согласно сериальному времени).
Это самое главное, что я взял из Школы. Кучи примеров - примеров типажей и примеров отношений. Примеры того, как проблемы создаются и как решаются. Понравилась любимая мною "лёгкость". Сегодня они ссорятся, всё плохо, непримиримые разногласия, драка, завтра они приходят в себя, послезавтра мирятся и забывают прошлое. Шикарно. Я это впервые заметил у своей бабушки. ))) В этом она молодёжи выдаст столько форы, что не увезти на фуре. Прощай легко. Это прекрасный навык.
Чем хороши сериалы - тем, что модели поведения героев сохраняются у зрителей в мозге. И когда надо - ты можешь между ними переключаться. Шелдон из Теории большого взрыва, Хаус, Декстер, Друзья, список бесконечен. Я раньше просто смотрел сериалы для поиска идеальной модели поведения, выписывал себе что-то... А потом понял, что модели копируются в мозг, даже если ты ничего не выписываешь. Если тебе нравится чьё-то поведение, сам факт того, что оно тебе нравится, постфактум означает, что это поведение скопировалось тебе в мозг. Это ощущение "мне нравится" - как уведомление об окончании загрузки. Сериалы в этом плане мощнее единичных фильмов, потому что показывают поведение персонажа в большом количестве ситуаций, а повторение - мать учения.
Сериал закончился ничем. Кстати говоря, как и каждая серия. Конечно, всё было сделано по правилам сериала, кульминация вынесена в следующую серию, а в конце только зацепка для зрителя, но в отличие от обычных сериалов, это придавало сериалу ещё большую рваность и - да-да, реалистичность. Я смотрел сериал, словно читал чей-то блог. У блога нет начала и конца. Первый пост блога - всего лишь очередная мысль для человека, прожившего уже сколько-то там лет. Я начал вести блог в 22. Мой первый пост в блоге - это моя 100500-я мысль за мою жизнь. То же самое со Школой. Для нас - первая серия. Для 9-тиклассников - очередной день в середине учебного года. Для Малахова - маленький шаг, для человечества - большой пиздец. И так же, как очередной пост в блоге - просто актуальные мысли автора, которые хоть и находятся в одном блоге, но не обязаны быть логически связанными, как главы матана, - каждая серия вроде связана с предыдущей и со следующей, но эта связь очень хрупкая и неключевая. Тут нет Доктора Зло, борьбе с которым посвящён весь сезон. Просто видео-блог Леры Германики на тему Школы.
Что ещё приятно поразило - я ни секунду не ощущал, что смотрю фильм. Режиссёра для меня в фильме не было. Это прекрасно.
Но увы, Школу я посмотрел не в 13 лет, а в 27, и поэтому проиграл. Закончить могу только цитатой на эту тему.