Встреча с Эдди

Встречались сегодня с Эдом. Он в Москве был несколько часов - проездом в Украину. Посидели у меня, пообщались, обменялись мыслями - в основном на музыкальную тему. Выдрал из нашего диалога пару интересных мыслей для себя. Например, Эд напомнил, что когда-то я написал несколько крутых треков с ритмическими фишками - Счастливое число, Не в первый раз, Не надо слёз, Чужие. Фишка простая - я использовал основной темп, триольный и даблтайм. Мы это назвали стилем Тек Найна, ибо он этот приём реализовал наиболее ярко в песне Red nose.

И понял я, что действительно. Понял я, что это действительно хорошо. Кладбище - как раз пример такого трека. Думаю, вернуться к этому приёму. Сложный, сволочь, но он того стоит. А мысль такова: удачный приём повторяй до бесконечности. А я как-то странно отнёсся к этому приёму: приём крутейший, я его поюзал 5 раз и забыл. WTF? Словно я пришёл в казино, подошёл к первому автомату и выиграл 10000 долларов. Подошёл к следующему и снова выиграл. И так ещё 3 раза. А потом взял и ушёл. ?!? Невероятный тупняк.

Ещё один момент. Я уже давно не слушаю регулярно ничего нового. Какие-то обрывочные альбомы врезаются в мой забитый непонятно чем график, и потом снова месяцы тишины. И эта изолированность от музыкальной жизни планеты сказывается на мне как на творце. Я писал об аналогичной проблеме в области общения - когда ты долго сидишь один, ты так же выпадаешь из жизни, сужается словарный запас, падает общий тонус, нет обмена эмоциями с людьми и начинаются застойные явления на этой почве, в том числе деградация личности.

Притом, что несколько лет назад... да, я опять об этом.)))) Сам уже заебался, что у меня всё скатывается к теме "когда трава была зеленее", но чёрт возьми, когда я смотрю в прошлое и вижу связь с тем, что есть сейчас, когда я понимаю, цепочка каких именно моих действий привела к текущей ситуации, когда я вижу свои удачные ходы, когда я вижу свои ошибки - я просто не могу не поделиться этим с вами. Потому что несколько лет назад я был таким, как любой из вас. Много хотел, мало умел. Искал и экспериментировал. Учился. И самое западло в том, что тогда не было видеокурсов по созданию музыки, не было роликов на ютьюбе, не было очных курсов. Не было нихуя. Я захожу на ютьюб, ввожу "сведение рэпа" и 0 результатов поиска. Вот и приходилось идти по граблям, поэтому всё у меня было так долго и неправильно.

Так вот это невероятный читкод, когда ты развиваешься в каком-то направлении, а тебя кто-то предупреждает о типичных дебильных ошибках, и у тебя появляется возможность пронестись по определённому участку пути галопом, вообще не останавливаясь ни на секунду и не совершая никаких ошибок! Представь, что ты заблудился ночью в лесу. Страшно, холодно, жрут комары, где-то позади хрустят ветки - наверное, вылезают из-под земли андеды. Страшно? Нихуя, если над лесом летит вертолёт и пилот по телефону тебе говорит куда идти. Он освещает тебе путь прожектором, и через полчаса ты выходишь из леса к цивилизации и покупаешь шаурму в сырном лаваше.

Притом, что без помощи вертолётчика эта задача просто нерешаемая - если бы ты был один, то ты, находив 30 кругов и подвернув ноги на всех возможных корнях и ямах, провёл бы всю ночь в лесу. А на следующий день обнаружил на теле укусы зубов и к вечеру стал бы андедом. Сравни, насколько легко выйти из лабиринта, когда тебе говорят куда идти, и насколько сложно выйти, когда ты один. Насколько быстрее идти, когда тебя ведут, и насколько дольше всё, если ты врезаешься в каждый дуб своим личным лбом. Конечно, статистика - вещь упрямая. Я не утверждаю, что это невозможно. Возможно, но из тысяч попытавшихся всего один-два найдут выход. Я вот нашёл, но какой ценой? Мы, собравшиеся здесь, - мастера, и мы не надеемся на удачу. Мы надеемся на себя, на план и просчёт.

О чём это я так долго. Мысль, которую нужно знать заранее, и которая как прожектор вертолёта освещает сверху путь, звучит так: нужно быть в теме. Нужно быть рядом. Каждую неделю нужно переваривать новый альбом. Если ты музыкант - слушай других. Ищи во всём, что слушаешь, то, что ты ещё не умеешь. Ищи то, чему можно научиться. Раскладывай каждую песню на винтики прямо по ходу её звучания.

Если ты не будешь делать это - тебя покусают, и ты станешь андедом.

Ошибка в том, что можно перестать слушать другую музыку, и выпасть из темы. Что в этом самое страшное - что проблема подкатывает постепенно, и она неочевидна. Мой любимый тип проблем.) Неочевидные и появляющиеся постепенно. Это как лягушка из того эксперимента. Которую посадили в кастрюлю с холодной водой и начали постепенно нагревать. Этого постепенного изменения температуры лягушка не замечала и в итоге сварилась. Для неё настал game over. Поэтому я и предупреждаю об этом заранее: как только ты перестаёшь слушать других исполнителей - твоя кастрюля начинает нагреваться.

Когда будешь слушать чужие альбомы и альбомы чужих, осознавай не только технические моменты вроде гармонии, количества квадратов в куплетах/припевах, рифмы, ноты припевов, но и свои эмоции относительно этих элементов! Я понял недавно, что это самое важное, что нужно брать от анализа песен. Нужно понимать, как ты реагируешь на элементы песни. И в идеале ты должен заранее знать, как отнесутся слушатели к тем приёмам, которые ты используешь. Двойные рифмы - помогают лучше почувствовать то, что несёт автор слушателям, или запутывают и создают ощущение, что автор просто понтуется? Тяжесть в припеве уместна и создаёт энергию или давит на уши? А если бы не было тяжести, если бы всё было в акустике? А куплет на 8 строк - не мало? А куплет на 24 строки не много? Нет ли на 22-й строке чувства, что "блять, чувак, дохуя текста. Уже надо было давно закончить куплет, это скучно!"? В общем, мой вывод последних дней: песня звучит, а ты должен следить за собой и буквально записывать свои эмоции по секундам.

15 секунд вступление, на 13-й секунде понял, что уже надоело слушать вступление, хочу вокал.

16-36 куплет. Мелодия предсказуемая, скучная. Тембр гитары очень чистый и приятный. Мелодия гитары интересная, оригинальная.

37-57 бридж. Интересная непредсказуемая рифма, улыбнула.

58-1:05 припев скучный, вокалисту не хватает поставленного голоса. Выключил (либо переключил внимание на другое, т.е. перестал слушать - это если например где-то в супермаркете услышал песню в очереди в кассу)

В таком духе.

Это вторая мысль, которую освежил у меня в мозгу Эд. Что нужно быть в теме, а для этого нужно регулярно слушать коллег по цеху, конкурентов по цеху и врагов по цеху. И у всех учиться, учиться и учиться. Этот рецепт мастерства был открыт тысячи лет назад и до сих пор он остаётся непревзойдённым - учиться и постоянно превосходить свои показатели.

Предложение музыкантам

И третья мысль. Это не просто мысль, это метамысль. Нужно окружить себя единомышленниками. Это такие магические люди, которые идут к той же цели, что и ты. Поэтому эти люди сталкиваются с теми же проблемами, что и ты. Некоторые из этих проблем они априори решают лучше тебя, а некоторые - лучше решаешь ты, и поэтому вы легко можете образовать мощную симбиотическую группу.

Вот мы поговорили с Эдом и у обоих - шквал идей. Мне эта тема интересна. Я вижу вокруг себя музыкантов, которые стремятся к мастерству. Им мало просто записать песню и выложить в инет. Они хотят сделать, чтобы это была лучшая песня в мире, и мне этот подход нравится! Это то, что может перевернуть и перевернёт российскую музыку. Я хочу сделать всё, что в моих силах, чтобы мастера победили гуфов.

Практика показывает, что в реальном окружении часто не находится людей, способных дать нужную критику по нашему творчеству. В инете же Своих найти легче. Я предлагаю создать объединение музыкантов (в первую очередь речь об авторах-исполнителях песен - как рэп, так и остальных жанров), люто заинтересованных в развитии собственных авторских и исполнительских скилов. Мы составим команду, где каждый может членораздельно проанализировать (на своём уровне) треки других участников команды. Грубо говоря - один сделал и выложил, все остальные дали подробную обратную связь.

Слова "членораздельно", "проанализировать" и "подробную" выделены не случайно. На форумах или вконтакте мы знаем, как обычно дают обратную связь. "Красава", "норм трек", "говно", или пара предложений в лучшем случае. И в большинстве случаев вопрос "И как это исправить" остаётся без внимания, тогда как именно он для развития важен в первую очередь. Обычно то, что трек говно, каждый из нас, авторов подсознательно и так понимает. И зачем нам нужна обратная связь - чтобы как раз понять, в чём именно заключается дерьмовость и как её можно устранить. Потому что одна голова хорошо, а 10 - лучше.

Отпишитесь в комментариях те, кому эта идея интересна в принципе (без деталей и подробностей). Единственное, что можно сказать сразу - это будет бесплатно и добровольно.


1ntroVert