Дуэлянт
Максим был дуэлянт. Всё свободное время он размышлял о дуэлях. Будь за окном 2015-й год - кто знает, может, он бы занимался чем-то более полезным - путешествовал между мирами, строил большие и сложные машины, обучал людей прекрасному или чем там у вас в будущем занимаются. Но за окном был всё тот же наш родимый 1829-й, а это значило, что ничего более интересного, чем стрелять в других людей, свет ещё не придумал.
Какой пример общество подаёт 17-тилетнему юноше, когда один взрослый господин убивает другого за то, что тот скверно отозвался о занавесках в гостиной? Сами видите, увлечение нашего героя имело естественные предпосылки.
Первая дуэль Максима могла случиться уже в 18 лет, но произошёл казус - в попытке снять перчатку, чтобы бросить сопернику в лицо, он сломал палец.
Спустя три месяца палец сросся, хоть и криво, а вот обида не прошла. Он вновь нашёл повод встретиться с обидчиком, легко и изящно его задел, сказав что-то про недостаточно белые панталоны, и человек сам бросил в него перчаткой (Максим учился на своих ошибках и решил не ломать палец больше одного раза).
Утро перед дуэлью. Солнечно. Март. Пахло весной, капало, ползали гусеницы. Максим сидел за столом, пытаясь зарядить револьвер, но уронил его и прострелил себе лодыжку. Дуэль снова отменилась. Максим ещё не знал, что пока он будет лежать в больнице, его обидчик слишком резко выскажется об излишней отвислости чьих-то панталонов и таки-получит пулю.
Если подвести итоги, то в сухом остатке получится следующее: до дуэли дело ни разу не дошло; при этом он всё-таки один раз выстрелил, но в себя; в сумме два раза проиграл; соперник умер. Ей-богу, такое нарочно не придумаешь! Хотя... Возможно, когда-то в далёком будущем, где-то в далёкой галактике какому-нибудь замкнутому оболтусу будет настолько нечего делать, что он будет сидеть и без причины выдумывать неслыханные истории, но в наше время мы такую роскошь позволить себе не можем, поэтому рассказываем только то, что происходило на самом деле!
Вот так нескладно началась карьера дуэлянта Максима. "Первый блин комом" - решил он, и спустя полгода после первой попытки нашёл следующую жертву. Это был косоглазый картавый кларнетист Дантес, который однажды нетолерантно выразился о толщине ткани Максимовых панталонов. Дескать, "слишком тонкие, и просвечивают места, коими вам, Максим, не следует гордиться".
Утром следующего дня дуэлянты встретились в лесу и уже даже начали расходиться в разные стороны, как вдруг Максим неудачно ступил в кротовую яму, подвернул ногу и сдуру нажал на спуск, выстрелив в лес. Через 3 секунды из леса донёсся грубый мужицкий голос "Сам пошёл нахуй". Дантес испугался, что Максим хочет выиграть нечестно, и испачкал панталоны. Во избежание порчи репутации обоих про неудачную дуэль было решено забыть.
Люди переживают неудачи по-разному. Кто-то пьёт, кто-то уходит в работу, кому-то - всё это вообще как с гуся вода - мол, подстрелил себя и подстрелил, хрен с ним, с кем не бывает, дай мне водки, Марфа. Даже при том, что ни с кем, собственно, и не бывает, но такому - ему по фигу. Максим же переживал неудачи нервно. Он целыми днями прокручивал в голове позорные моменты, отчего у него билось сердце и постоянно было повышенное давление, и однажды даже носом пошла кровь.
Максим ощущал сильное давление со стороны общества. У всех его ровесников это уже было, а у него нет. На него показывали пальцем и смеялись. А он даже в ответ не мог сделать того же, потому что из-за перелома палец был кривой, смешной и плохо гнулся.
Дни тянулись, словно недели, а месяцы проходили, как пожизненное. Максим не упускал случая придраться к чьим-нибудь панталонам, но его образ дуэлянта не сумевшего снять перчатку, слишком веселил людей, чтобы воспринимать его всерьёз. Максиму пришлось упаковать вещички и переехать в город N, чтобы начать новую жизнь.
Первым делом после заселения Максим пошёл на главную площадь, выбрал господина с усами погромче и в панталонах побелее, и объявил во всеуслышание: "Пфф. Что-то усики у вас, любезнейший, больно жидковаты. А про панталоны я вообще молчу! Срам!" Господин оказался чересчур уважаемым, и уже многие годы не слышал хамского обращения. Оно повергло его в такой сильный шок, что у господина повысилось давление, и его пришлось увезти к дохтуру. А Максима скрутили и посадили в клетку к бомжам, алкашам и грубиянам. Вот тебе и новая жизнь.
Новая жизнь - новые друзья. Окружение влияет на человека, это научный факт. Новые друзья Максима пахли ужасно, и к утру превратили его в одного из них. Впервые за последний год Максиму стало не до панталонов и дуэлей, он слёзно звал охранника и просил его выпустить. Охранник был добр, выслушал печальную историю о судьбе невезучего юноши, который никак не может стать мужем, и выпустил несчастного дуэлянта под залог.
Несколько следующих лет Максим провёл в скитаниях между городами. Чтобы выжить, ему пришлось освоить жизненно важные профессии вроде чистки сапог или цирюльного ремесла. Иногда он жил в лесах, зарастал бородой и не мылся месяцами. Иногда он выходил в свет, представая в образе высокообразованного культурного дворянина. Одно оставалось неизменным: в каждой ситуации он искал повод для дуэли.
Однажды, в период нищенствования, он начищал ботинки двум господам, и между ними состоялся следующий разговор.
-Не находите ли вы Реквием Моцарта слишком банальным?
-Извольте-с, отнюдь, с чего бы это?
-Ре минор, сударь! Ре, господи прости, минор! Это слишком просто-с.
-Как же так - просто?
-Ре минор создан-с для грустных и траурных произведений. Даже обезьяна-с напишет Реквием в ре миноре. А вы попробуйте-с написать Реквием в Си мажоре!
-Это неслыханная трактовка Моцарта и музыки вообще! Это оскорбительно-с! Я вызываю вас на дуэль!
Максим тут же получил монеты от будущих дуэлянтов, но потерял дар речи. Никогда вызов на дуэль не казался ему таким простым и естественным, но в то же время непредсказуемым. "Эти музыканты, - думал он, - видимо, утончённые и ранимые натуры. Это мой шанс!". И он отправился в лавочку на другом конце площади, где купил первую в своей жизни гитару. Теперь он сможет прикидываться ранимым музыкантом и вызывать на дуэль всех подряд по любому поводу!
В тот же вечер он выяснил, что пока он не докажет, что хорошо играет, в его утончённость и ранимость никто верить не станет. Следующие два года Максим провёл в лесной пещере, обучаясь таинству музыкального ремесла. Он вышел другим человеком. Он научился играть на гитаре, чтобы стрелять в людей.
На своём первом же концерте он попросил подать стакан воды, и как только официант принёс стакан, Максим сделал быстрый глоток, вскинул брови и закричал: "Вода слишком холодная! Я вызываю Вас на дуэль!"
Но официант был глухой, поэтому вышло так, что на сцене сидел музыкант, кричал и показывал пальцем на человека, а тот шёл спиной к нему в гущу зрителей. И все смотрели на Максима, и было как-то неловко.
Делать нечего, пришлось Максиму сделать вид, что он не официанта вызвал, а вон того господина в цилиндре. За то, что шляпу в помещении не снял. И его друга. За то, что слишком много пуговиц застегнул на жилете. И мальчика, который с ними. Потому что слишком мальчик. Стыд был, срам и позор.
Но играл он хорошо, поэтому все вызванные восприняли его всерьёз, и на следующее утро Максим пришёл в лес с пистолетом и увидел вооружённую толпу серьёзно настроенных господ.
"Чёрт знает что" - подумал он, и взял бластер RX-700. Ствол был ещё раскалённый, поэтому кожа на ладони Максима припеклась к металлу, и пришлось отрывать её, как зимой язык от качелей. Пахло жареной колбасой.
Опаньки. Прощу прощения, любезнейшие судари, это случайно попала строчка из рассказа "Дуэлянт. Эпизод II: Новая надежда". Продолжаем.
"Чёрт знает что!" - подумал Максим и сделал единственное, на что был способен, - убежал в лес и оброс лохмотьями и бородой.
Дальше история умалчивает об истинной хронологии событий, и мы можем постичь биографию Максима исключительно обрывочно. Неясно, что здесь правда, а что вымысел. Но хоть земля слухами и полнится, да дыма без огня не бывает, друзья!
Однажды намечалась очень серьёзная и ответственная дуэль, и соперник Максима настоял на составлении договора. В первый раз подписание не удалось, так как Максим случайно проткнул себе ладонь пером, подхватил неприятное заражение крови, две недели лежал при смерти с лицом зелёного цвета, а потом дохтур настоял на экспортировании Максима на Юг, где произошло лечение нарзанами.
Через три месяца после инцидента Максим вернулся с Югов здоровым, порозовевшим и немного отъевшимся. Он возобновил переговоры, и была назначена новая дата подписания договора. На этот раз Максим пришёл в непротыкаемых перчатках, и ему даже удалось поставить свою подпись, но одно неловкое движение - и Максим порезал вены на кисти бумагой договора. Как раз в том месте, где заканчивались перчатки.
После этого случая Максим везде был вынужден водить с собой личного доктора. Виссарион Рафаэлевич - серьёзный господин в годах и в очках, всюду носивший с собой бороду, за всю свою практику не видел, чтобы столько бед случалось с одним человеком. Он не успевал вскидывать свои густые брови и бурчать своё любимое "Хм. Как же это так вышло-с. Давайте посмотрим". Казалось бы, что может случиться, если взрослый сударь, на которого был похож Максим в свои 32, пьёт чай? Может. Не успел однажды Виссарион Рафаэлевич отойти в уборную на 3 минуты, как из столовой уже слышны звуки возни. Доктор, не помыв руки, бежит к своему подопечному, а скатерть уже в кровавых отпечатках, а Максим с виноватой полуулыбкой держится за губу, и по подбородку медленно сочится кровь. И снова бинты, пластырь и швы, швы, швы.
Оказалось, Максим отпивал чай, и вдруг осознал, что ему уже целых 32 года, а он до сих пор ни разу так ни в кого и не пострелял. От раздражения он так сильно сжал зубами чашку, что раскусил её, и осколок впился ему в губу.
Почему одни мальчики вырастают в солидных мужчин с бородой, а другие становятся максимами? Возможно, дело в воспитании и в примерах, возможно - в генах, а возможно, в везении. И раз уж мы заговорили о везении, нельзя не вспомнить одну совершенно странную историю, граничающую с легендой.
Находясь в глубочайшей депрессии и безвылазном запое, Максим неделями не выходил из дому, посылая лакея за водкой на ближайший базар. Но лакей тоже человек, а видеть такое количество водки, и самому не попробовать - так ведь не бывает. Только не в России. И однажды ушедший утром лакей к вечеру так и не вернулся. Максим протрезвел, разозлился и пошёл на базар сам.
Найдя между рядов нужного продавца, Максим совершил сделку, положил бутылки в сумку и пошёл к выходу, но тут в него врезался слепой с тростью. Слепой был грязен, рван, худ и бомж, и посему вызывал не сострадание, а отвращение. Максим вскипел и тут же вызвал слепого на дуэль.
Бессмысленность и жестокость происходящего Максима не останавливала - он хотел открыть счёт любой ценой. В его представлении дуэль должна была сделать его мужчиной и смыть позор предыдущих неудач. "Цель оправдывает средства" - бурчал себе под нос Максим, засыпая.
Всю ночь ему снилось, как он играет для вонючих бродяг на гитаре, а в него стреляют из револьверов клюквой. Проснулся он совершенно разбитым и с затёкшей левой рукой.
Слепой пришёл на встречу с собакой-поводырём, и так как стрелять совершенно не умел, то на поединок принёс с собой увесистый булыжник. Максим пришёл на дуэль с дохтуром, двумя врачами-ассистентами, носилками и каретой скорой помощи. Максим знал, что если что-то может пойти не так, оно обязательно пойдёт.
Право первого выстрела было предоставлено слепому. Слепой размахнулся и кинул кирпич в сторону голосов, и через три секунды услышал искреннее русское народное "аааааай, бляяядь!". Ступня Максима испытала новые ощущения, и её обладатель злостно направил револьвер на слепого и выстрелил.
Быть максимом - это искусство. Потому что каким-то неведомым чудом он перестрелил поводок, и теперь к нему неслась злая собака, защищавшая хозяина.
В то утро пригодился и доктор, и носилки, и карета скорой помощи... С этого дня список нелюбимых Максимом вещей пополнили камни, собаки и слепые. Вот вам и везение!
С тех пор то тут то там на протяжении десятилетий выныривают в российских газетах где-то на последних страницах страшные рассказы о заросшем человеке из леса. То он стрелял в лесу в пугало, пугая группу ботаников, то он бежал за диким кабаном, бросая в его сторону перчатки, то просто выл на луну.
И пройдут ещё годы, ещё много-много лет. И умудрённый опытом Максим появится на пороге провинциального трактира где-то в недрах Российской империи. Он будет в шрамах и ожогах, следах от пуль и сабельных ранах. И без ноги. Он повидал жизнь, он попробовал всё.
Но не то "всё", что подумают посетители трактира. Эти следы - от Максимовых попыток попасть хоть на одну дуэль, но пока до дуэли дело не дошло. Было дело даже такое, что он выходил из комнаты, зацепился за ковёр и упал на входящего секунданта, ударившись лбом о стакан. С тех пор у него на лбу шрам в виде полумесяца, из-за чего ему приходится носить чёлку. Это - было. А дуэли - не было.
Но Максим не потерял надежду. Он не сдался и продолжил свой поиск. Ведь он - дуэлянт.
1879.