Композиция одного стихотворения
Сегодня я хочу напомнить творческим людям, которые и читают мой блог, о таком понятии как структура произведения. Это я, математик, называю это структурой. Официальный же термин - композиция. Она бывает кольцевая, линейная, рваная, да и какая угодно. Она помогает лучше воспринять произведение, скажем, помочь его принять легко. Например, когда в "Коллекционере" Фаулза, я дошёл до середины, где повествование переключилось с дневника героя на дневник героини, меня как током ударило от самой идеи, что можно было сделать так! Всё произведение запомнилось гораздо сильнее благодаря этому приёму композиции.
То же самое - с песнями, да и вообще любыми произведениями без прослеживающейся композиции. Они слабо воздействуют на читателя-зрителя-слушателя и быстро забываются. И на их фоне произведения с чёткой композицией и выглядят серьёзнее и завершённее и запоминаются легче и на более долгий срок. И в качестве примера произведения с очевидной, бросающейся в глаза композицией, я приведу стихотворение, которое случайно встретил в инете. Я не буду комментировать, на мой взгляд - всё ясно. Просто прочитайте и подумайте о композиции. Если будут вопросы - добро пожаловать в комменты.
Э. А. Асадов, «Артистка»
Концерт. На знаменитую артистку,
Что шла со сцены в славе и цветах,
Смотрела робко девушка-хористка
С безмолвным восхищением в глазах.Актриса ей казалась неземною
С ее походкой, голосом, лицом.
Не человеком - высшим божеством,
На землю к людям посланным судьбою.Шло "божество" вдоль узких коридоров,
Меж тихих костюмеров и гримеров,
И шлейф оваций гулкий, как прибой,
Незримо волочило за собой.И девушка вздохнула:- В самом деле,
Какое счастье так блистать и петь!
Прожить вот так хотя бы две недели,
И, кажется, не жаль и умереть!А "божество" в тот вешний поздний вечер
В большой квартире с бронзой и коврами
Сидело у трюмо, сутуля плечи
И глядя вдаль усталыми глазами.Отшпилив, косу в ящик положила,
Сняла румянец ватой не спеша,
Помаду стерла, серьги отцепила
И грустно улыбнулась:- Хороша...Куда девались искорки во взоре?
Поблекший рот и ниточки седин...
И это все, как строчки в приговоре,
Подчеркнуто бороздками морщин...Да, ей даны восторги, крики "бис",
Цветы, статьи "Любимая артистка!",
Но вспомнилась вдруг девушка-хористка,
Что встретилась ей в сумраке кулис.Вся тоненькая, стройная такая,
Две ямки на пылающих щеках,
Два пламени в восторженных глазах
И, как весенний ветер, молодая...Наивная, о, как она смотрела!
Завидуя... Уж это ли секрет?!
В свои семнадцать или двадцать лет
Не зная даже, чем сама владела.Ведь ей дано по лестнице сейчас
Сбежать стрелою в сарафане ярком,
Увидеть свет таких же юных глаз
И вместе мчаться по дорожкам парка...Ведь ей дано открыть мильон чудес,
В бассейн метнуться бронзовой ракетой,
Дано краснеть от первого букета,
Читать стихи с любимым до рассвета,
Смеясь, бежать под ливнем через лес...Она к окну устало подошла,
Прислушалась к журчанию капели.
За то, чтоб так прожить хоть две недели,
Она бы все, не дрогнув, отдала!
И напоследок третий февральский видеоурок, посвящённый записи и обработке акустической гитары: