Тема и идея
«Наибольшую сложность чувствую при попытках создать аранжировку, могу записать мелодию, аккорды, а дальше тупик, пытаюсь найти больше информации. Надеюсь, что об этом Вы напишете в своей рассылке».
Это из письма, как вы понимаете. Человек испытывает проблемы с аранжировкой. Первое, что я хочу сказать, это – «правильная формулировка вопроса/проблемы – это 90% решения». Это самое главное и, пожалуй, самое сложное. «Создать аранжировку» - это очень и очень общо. Сама проблемная точка может быть где угодно. Может, не понимаешь, с чего начать? А не знаешь, с чего начать, потому что не знаешь основы аранжировки, гармонии и прочую теорию? А «прочая теория» - это ещё 1000 конкретных моментов, где может быть проблема. И всё это нужно у себя в мозгу раскапывать. Нужно совершать осознанные действия. Поиск типа "Будем тыкать пальцем в небо" - не работает. Или нет вдохновения? Это совершенно другое направление. Или не слышишь в голове то, что должно получиться в результате, т.е. не знаешь, что хочешь? Третье направление. Всё это и ещё 99 причин могут мешать созданию аранжировки. Но если на первом этапе не выяснить, в чём конкретно у тебя проблема, - ты потратишь время зря. И станешь известным не в 20, а в 45.
«Лысеющий рэппер выпускает дебютный альбом!» как вам такой заголовок? Демотивирует!
С другой стороны, неумение конкретно формулировать вопросы и осознавать свои проблемы – типичная черта начинающих или любителей. И это неумение сильно тормозит развитие. Собственно, если вы сейчас заметили, что последние несколько месяцев (а то и лет) остановились в развитии, - значит, вы направляете внимание не туда. Решаете неправильно поставленную проблему, отвечаете на неверно сформулированный вопрос.
Если проблема поставлена правильно, а вопрос сформулирован верно – вы действуете сразу же. Ничего не нужно ждать.
Ведь если автор осознает, что у него проблема в незнании теории – он сразу же пойдёт в гугл и скачает книги по гармонии. Почитает – и что-то натворит.
А если осознает, что проблема в отсутствии вдохновения? Это же в совершенно другой стороне. Так что прежде, чем идти, выясните направление. Повторяю – это самое важное и самое сложное. Лучше 6 дней ходить вокруг стены и на 7-й день найти дверь, чем все 7 дней биться лбом в стену в произвольных местах.
Однако, как ни странно, поиск нужно проводить через действие. Вот я уверен, что если автор вышеприведённого письма сядет и просто будет думать, в чём же у него проблема, - он ничего не придумает, либо придумает несколько вариантов и снова будет в непонятках. Тут нужно действие, причём многократное. Чтобы количество ошибок достигло критической массы и перешло в понимание.
Вот ты написал 5 песен и 5 раз испытывал проблемы с аранжировкой. Ты пока не понимаешь проблему. Ты только видишь, что тебе что-то мешает: саму песню (текст+мелодию) ты пишешь легко за 2 часа, а над аранжировкой сидишь неделю и выдавливаешь по ноте какой-то баян и всё время чувствуешь себя опустошённым и расстроенным.
Значит, 5 песен для понимания недостаточно. Возьми 50 самых известных хитов всех времён и народов и придумай к ним аранжировку. Одну в день. Причём не обязательно придумывать, тут важно вызывать в себе то проблемное состояние. Через неделю-две, каждый день сталкиваясь с одной и той же ситуацией, ты очень конкретно осознаешь, в чём же проблема, и что тебе мешает.
Очень поможет дневник, желательно в интернете. Желательно, чтобы его читали живые люди, которые будут давать обратную связь. Но даже без людей можно вести дневник и, перечитывая посты двухмесячной давности, замечать, что "а вот тут я написал полную хрень". Это будет значить, что ты вырос. Без дневника это чувство роста очень и очень слабое. Ну да, ты помнишь, что 2 месяца назад что-то не умел, а сейчас умеешь. Ну и что? Нет остроты. А когда ты реально видишь слова и предложения, которые сам писал, когда видишь, какой дикий бред был у тебя в голове... :) тогда ты понимаешь, что вырос.
Далее. Параллельно с анализом аранжировок имеет смысл смотреть на то, как решали аналогичную проблему другие люди. Обучение подражанием - самое эффективное, быстрое и надёжное, я не устану это повторять. Конкретно: берёшь любимые песни и внимательно слушаешь их. Обычно там есть главное (основная тема, голосовая или гитарная) и второстепенное (хоры на заднем плане, скрипки, пианинки, трынькающие гитарки, различная перкуссия и т.п.). Если вниманием не управлять, то в подавляющем большинстве случаев оно естественным образом фокусируется на главном. Твоя задача – волевым усилием сфокусировать его на второстепенном, на аранжировке. И найти там определённые приёмы, которые тебе нравятся и которые ты хочешь использовать в своей песне.
Приёмы – например, гитарное нисходящее/восходящее арпеджио на такт, скрипки играющие стаккато квинтовый интервал, бэк вокал выше на терцию, - короче, самые обычные музыкальные приёмы. Они везде одинаковые, а авторов отличают только их различные комбинации. То, о чём я говорил в выпуске про стиль. Эти приёмы – как буквы алфавита. Их ограниченное количество. Но количество слов при этом уже не ограничено.
Давайте сформулируем, к чему мы пришли.
- Чем точнее, конкретнее и детальнее формулировка – тем проще искать решение и тем быстрее можно решить проблему.
- Чем чаще повторяется проблемная ситуация, тем скорее наступит осознание (количество переходит в качество).
- Как эту же проблему решали другие? (обучение подражанием, долой садоводство и хождение по граблям!).
Всё это можно применить не только к аранжировке, но и к любому неполучающемуся моменту. Например, у вокалиста «не получается» быстрый скачок на октаву вверх для исполнения слова «моя». «мо» - ля малой октавы, «я» - ля большой. «Не получается» - это страшная общая формулировка, и она приведёт к ответу вроде «иди к преподу» или «поступай в Гнесинку, там научат». Но на деле всё намного конкретнее. Вокалиста нужно пытать до тех пор, пока он не скажет, что же ему мешает. Вариант №1: он не слышит (в голове) ноту, которую нужно взять через октаву. Решение: гонять его по октавным распевкам, чтобы они вросли ему в ДНК и начали сниться в кошмарах. ))) Вариант №2: у него зажим в горле, который ограничивает диапазон. Решение: расслабление специфическими распевками (уже не обязательно октавными!), наклоны, повороты и прочие фокусы с телом прямо во время распевки. Вариант №3: не хватает диапазона (либо нижняя ля слишком низко, либо верхняя слишком высоко). Решение – транспонировать песню. От чёткости формулировки проблемы зависит скорость решения.
Что ещё может «не получаться»? Не получается раскрыть тему интересно. Та же история. Сначала раскапываем проблему до сути. Что такое «интересно»? Сперва слушаем песни, где раскрытие интересно. Они будут эталоном. И рядом с ними ставим свою. И сравниваем, как сказал бы математик, почленно. :) После нескольких дней анализа "интересной" песни и попыток понять, в чём заключается "интересность", ты приходишь к абсолютно конкретным выводам. Ты можешь написать: "Эта песня интересна вот в этих строчках за счёт использования:
-В таких-то строчках - такого-то небанального сравнения-А в этих строчках оригинальные рифмы-А тут исполнитель очень эмоционально спел строчку-А тут меня зацепила мелодия.В итоге ты разобрал песню и получил её формулу. Теперь ты можешь собрать такую же, только в своём стиле.
Анализ мастеров сам по себе развивает собственное понимание. Анализ советую делать письменно, создавать текстовики для каждой песни. Просто записываете, что понравилось, что не понравилось, в каком месте что почувствовали, на что обратили внимание сразу, а на что – только после 30-го прослушивания.
И к этому текстовику периодически возвращайтесь, дополняйте его. Как вариант - сделать такой пост в своём блоге/публичном журнале/заметке ВКонтакте.
И ещё одно письмо.
«Лично для меня труднее всего - избавиться от вторичности и заезженности. Темы, про которые действительно хочешь что-то сказать либо уже заезженны, либо способ выражения мысли вторичен. Пишу-то в основном налегке, мне процесс создания песни (начиная от текста, кончая записью и последующим анализом, разбором полётов) процесс приносит такой кайф, что не передать!))) Создать же что-то соооовсем уж оригинальное - тяжеловато»
В литературе разделяют понятия «тема» и «идея». Идея – показать ошибочность учения о нигилизме. Тема – быт и отношения между старшим и молодым поколением. Тургенев, Отцы и дети. Идея – первична. Идея – ядро, суть. Тема – электроны, одежда. Всё подчинено идее, всё вращается вокруг неё.
Я очень редко встречаю в песнях это сходство между музыкой и литературой, и мне, честно говоря, это непонятно. У 99% песен тема и идея неразделимы, как сиамские близнецы. Да и идея-то там практически отсутствует, а сами песни из разряда «ну вокалист же должен что-то петь поверх музона».
И я обращаю на это внимание, друзья. Попробуйте отталкиваться не от темы, а от идеи. Например, возьмём такое явление как любовь на расстоянии. Я лично был в этой ситуации, но мы с девушкой расстались, т.к. за время разлуки изменились, а телефонных разговоров и емейлов было недостаточно, чтобы понять насколько глубоки были изменения. Мы стали чужими.
И если бы я захотел написать об этом песню, я бы взял не тему (студенческая любовь, новые друзья-знакомые, новый мир, межгород и пятизначные суммы за телефон, разборки с родителями и т.д.), а идею. Потому что идея – глубже, она более осязаемая, более твёрдая и более вечная. Как скажем, вы разговаривали с человеком, и он говорил очень много вещей в тему. Вещей, которые вам нужно было услышать именно сегодня. Завтра вы забудете все его слова, но останется ощущение его присутствия. Он стал частью вас.
То же самое с идеей песни. Тему могут забыть. Идею – нет. Она прорастает корнями в мозгу.
Так вот взяв идею (как меняются люди в разлуке, как становятся чужими), можно надеть на неё любую тему – отношения двух друзей, брата и сестры, сына и отца, хозяина и собаки в конце концов :) Видите? Идеи не пахнут. А вот темы – пахнут и именно об этом написано в письме.
Написать песню про город? Так все про город писали. Про любовь? Разделённую, неразделённую, бывшую, будущую, настоящую, любовь к родителям, к родине, к Богу, про любовный треугольник, любовный квадрат, любовную пирамиду? Про гейскую любовь? Написать про осень? (Привет, Шевчук!) Про лето? Зиму? Про человечество в целом? – Какую тему не возьми – она обсосана. А значит, нужно брать не тему, а идею.
Более того, не любую идею, а новую. Такую, которой ещё не было. Это нелегко. Для 99% авторов это вообще невозможно. Кто не знает Шевчука? ДДТ – 25 лет. И наделали они за это время альбомов 30. Это группа – лицо русского рока. Я внимательно слушал почти все их альбомы, включая первые. Так вот новых идей там нет. Про осень, родину, любовь и ненависть и всё остальное люди поют, начиная с момента, как научились разговаривать. А это человек, который занимается музыкой всю жизнь, причём профессионально. Так что новые идеи – это не хухры-мухры. Но придумай хоть одну – и ты станешь первым, а значит, единственным. И впишешь своё имя в мировую историю музыки.
Давайте на миг представим, что идея суицида от неудачной любви – совершенно новая и никому доселе в голову не приходившая. :) Теперь возьмём тему – Город. Мысленно давайте параллельно возьмём Осень и тему человечества в целом.
Структуру я предлагаю такую. 3 куплета. 1-й. Мне (лирическому герою) – кайфово. Я люблю девушку и иду к ней на свидание с цветами, признанием и улыбкой в 22 зуба. Или сколько там у людей обычно зубов. Я еду в автобусе и вокруг сплошь вежливые пассажиры. Светит солнце, дышать легко, воздух свежий. Я прихожу к ней домой, признаюсь, и она говорит, что ей приятно, но она меня не любит, у неё есть другой и вообще в этой рубашке я выгляжу как гей в изгнании. Опачки.
2-й куплет. Я выхожу на улицу. На эту мокрую, грязную улицу. Я ненавижу эти рожи старух и пузатых неудачников. От этого города пахнет кладбищем, я должен отсюда свалить. Почему я вообще живу в этой дыре, где даже нет нормального компьютерного магазина? Мне здесь не место. Идите к чёрту. И тут ещё этот памятник Ленина на центральной площади. Какой он уродливый. Я ухожу.
3-й куплет. «Кому: мэру города N. Куда: городская мэрия.
Это моя предсмертная записка. Сегодня утром я гулял по вашему городу. Я заметил разбитый асфальт, лужи, неубранный мусор в общественных местах. Памятник В.И.Ленину меня поразил своей невыразительностью. Выхлопные газы относит к жилым домам. Я считаю, что жить в таком городе – оскорбление. Я кончаю с жизнью. В моей смерти прошу винить правительство города N и мэра лично».
Да, вот такая веселуха получилась. :) У Коэльо было что-то подобное в книжице «Вероника решает умереть». Далее рифмуем в каком угодно жанре, пишем припев и получаем песню в двух измерениях – на уровне темы и на уровне идеи. Суть в том, что чувства героя мы выражаем через то, что он видит. Сначала ему хорошо и он видит только позитивные моменты города. Когда его обломали – видит негатив.
А если изначально «просто описывать город» - второго измерения изначально не будет. Слушателю нечему сопереживать, как нечему сопереживать в газетных колонках. Песня будет плоская, как лист А4.
Смотрите, какой момент. Даже если и тема и идея заезжены, в такой комбинации они уже будут звучать по-новому. А таких комбинаций сколько угодно можно придумать.
Вспомнил! Хороший пример подобной комбинации – это старые военные песни. Солдат пишет письмо о любви, где описывает свои армейские будни. Идея – солдатская любовь (+ любовь на расстоянии), тема – военный быт. А если любовь не простая, а какая-нибудь гейская – ой-ой-ой, Тату-2 получатся. :)
Т.е. по сути, это снова наш знакомый принцип «чтобы получить новое, комбинируй старое».
Mr. Zer0