Переход количества в качество
Количество превращается в качество. Количество занятий вокалом - в качество вокала. Количество часов, проведённых за игрой гамм - в качество игры на записи.
Человек, выпустивший 100 треков, делает в среднем более качественные треки, чем человек, выпустивший 1 трек. Человек, давший 100 концертов, выступает в среднем лучше, чем тот, кто не выступал ни разу. Если вы что-то не делали или делали меньше 5 раз, вы делаете это плохо. Первый блин комом. Второй и третий тоже. Не думайте про первое-что-угодно в ключе красоты, результата и искусства - первое заведомо будет плохим, и смысл исключительно в совершении ошибок и получении опыта. Примите это и косячьте в своё удовольствие. И второй момент (а их всего два) - это темпы роста. Если первый момент - это собственно, набивание количества-опыта, то второй момент - это развитие. Ибо количество само по себе - это день сурка, самоповтор, уныние и деградация. Развитие - это ваша работа над собой и над тем, что вы делаете, это та маленькая разница, которая будет отличать каждые два соседних трека/концерта друг от друга, и за счёт чего будет происходить ваше движение вверх. Это суть. Давайте чтобы не усложнять отношения, остановимся пока и подытожим сказанное. Как работает принцип "Количество-Качество":
Человек, выпустивший 100 треков, делает в среднем более качественные треки, чем человек, выпустивший 1 трек. Человек, давший 100 концертов, выступает в среднем лучше, чем тот, кто не выступал ни разу. Если вы что-то не делали или делали меньше 5 раз, вы делаете это плохо. Первый блин комом. Второй и третий тоже. Не думайте про первое-что-угодно в ключе красоты, результата и искусства - первое заведомо будет плохим, и смысл исключительно в совершении ошибок и получении опыта. Примите это и косячьте в своё удовольствие. И второй момент (а их всего два) - это темпы роста. Если первый момент - это собственно, набивание количества-опыта, то второй момент - это развитие. Ибо количество само по себе - это день сурка, самоповтор, уныние и деградация. Развитие - это ваша работа над собой и над тем, что вы делаете, это та маленькая разница, которая будет отличать каждые два соседних трека/концерта друг от друга, и за счёт чего будет происходить ваше движение вверх. Это суть. Давайте чтобы не усложнять отношения, остановимся пока и подытожим сказанное. Как работает принцип "Количество-Качество":
1. Действие.
2. Развитие.
Работают они в связке, поэтому надо их как-то связать: Действие + Развитие. Это стало похоже на формулу, тогда нужна правая часть. Пусть будет так: Действие + Развитие = Опыт. Всё, математик во мне счастлив.)
Этот принцип можно назвать простыми словами "опыт" или "практика". Но простые слова мы оставим для наших слушателей, которым не надо вникать в детали. Нам - надо. Это для слушателей гитарист играет "на гитаре". А для гитариста это вполне конкретный Taylor W-14 из ореха и ели, со струнами Elixir 11-52 с фосфорно-бронзовым покрытием, потому что они дают идеальный баланс между раскрытием тембра гитары и удобством игры. Профессионал обязан разбираться в своей кухне, вот и мы будем разбираться в нашей.
Проще всего понять данный принцип через спираль.
Например, делаем песню. Я схематично изображу полный цикл её создания через окружность, поделённую на этапы. Одна дуга - один этап. Песни пишутся разными способами, и лучше будет, если вы будете мысленно представлять свои этапы, но в целом, я думаю, всё будет плюс-минус так же.
Точка 1 - это состояние, когда у меня всё готово для написания песни. Иногда "всё готово" означает, что я просто хочу написать песню, мне есть что сказать. Речь не идёт ни о какой семилетней подготовке в Лиге Убийц. Одного желания часто достаточно.
Кто-то сначала пишет/ищет музыку, а потом пишет текст, кто-то наоборот, кто-то одновременно - это на ваше усмотрение. Я всегда начинаю с музыки. Мой этап 1-2 - это написание музыки.
Этап 2 - это музыка в том состоянии, в каком под неё уже можно писать текст и записывать демку. Для многих песен это означало, что я садился ночью и еле слышно записывал кривую акустическую гитару в линию, т.е. этап 1-2 проходился за 10 минут. А бывало, что я сидел неделями, пока не доводил минус до состояния, что он меня штырил по полной программе, и только тогда садился за текст.
2-3 - это текст.
Этап 3: набросок минуса + текст + ночная запись вполголоса = демка песни.
3-4 - запись.
Этап 4: песня готова для сведения.
4-5 - сведение.
5 - готовая песня.
Промежуток между 5 и 1 - отдых, наслаждение и восстановление сил для следующей песни. И как у остальных этапов, его сроки могут растягиваться-сжиматься в любых пределах, включая полное отсутствие самого этапа и даже параллельную работу над несколькими песнями.
Одна песня закончена, вы начинаете следующую, следующая закончена, начинаете ещё одну следующую. И так далее. Это - количество. Это Действие. И вы ползёте по этим пяти этапам, как стрелка по циферблату. Каждый раз одни и те же этапы.
При этом, с каждым проходом по кругу вы получаете определённый опыт. Причём, на каждом этапе опыт имеет специфический оттенок. В выборе или написании минусов вы постепенно определяете, какие минуса больше подходят вашему голосу и вашим темам. На этапе написания текста, вы познаёте текстовую технику - актуальные темы, типы повествования, виды рифмовки, ритмические рисунки, двойные рифмы, созвучия, сравнения-метафоры и прочие штуки из арсенала поэтов и писателей. На записи вы учитесь соединять то, что вы поёте, с тем, что потом слышите в записи, учитесь работать со звукорежиссёрами (или писать себя самостоятельно). На сведении разбираетесь в эффектах, звукорежиссёрах и жанрах, сравниваете разные звучания и ищете/создаёте свой звук. Даже в этапе отдыха есть свои фишки. С точки зрения музыки, отдых - это период, когда колодец снова наполняется, если выражаться метафорически, аки Конфуций))) Автор должен накопить определённую критическую массу идей, которые он хотел бы высказать, и как только она накоплена - в бой!
Так вот, этот опыт при каждом прохождении по кругу - это сила, которая поднимает вашу траекторию вверх. За счёт этого вертикального подъёма и получается вертикальная спираль. При взгляде сверху вы как бы делаете одно и то же, но если посмотреть на ваши действия в трёхмерном пространстве, то станет виден рост. Или его отсутствие.
Вертикальная шкала - это опытность артиста, его скиловость, его способность выдавать охеренные вещи. А спираль - это винтовая лестница в небо. Ты идёшь по ней, получая удовольствие от наматывания кругов, а сам потихоньку поднимаешься наверх. Сочетание приятного с полезным, халява!!! И однажды просыпаешься - а ты Нойз, ты молод, талантлив, знаменит. Жизнь удалась!
Но не всё так просто. Ничего не подозревающего музыканта часто ждут разные засады.
Всё не так просто
Опыт растёт прямо пропорционально выведенному из строя оборудованию.
Постулат Хорнера
Постулат Хорнера
Быстрее всего мы учимся, когда начинаем. Какую бы информацию начинающий не получил - она будет для него новой, и он её сразу же впитает. Когда мы начинаем учиться чему-то новому, мы не знаем совершенно ничего. Первые наши пробы-занятия-тренировки будут состоять на 90% из ошибок. Сначала мы делаем всё, что не надо. Неправильные стойки, неправильная сила, неправильные движения, неправильная траектория, неправильное дыхание, неправильное всё - о чём бы вообще ни шла речь. Вождение, иностранный язык, танцы, гитара, вокал. И обучение идёт очень быстро. Семимильными шагами мы отрезаем то, что не работает.
-Ага, так стоять не надо...
-Вдох надо брать в живот...
-На этой фразе встать подальше от микрофона, иначе клиппинг...
-А теперь ближе, потому что шёпот...
-Не стоять, как баран, общаться с залом...
Ошибки - это и есть обучение. Каждая совершённая/найденная ошибка - это плюс один вертикальный виток спирали. Сначала расстояние между витками большое - потому что с каждым новым треком артист узнаёт очень много нового, и каждый следующий трек явно лучше предыдущего. Постепенно нового становится меньше, и расстояния между витками уменьшаются - треки примерно выравниваются по уровню.
Засады бывают разные, и многие из них содержат в себе ингредиент "перфекционизм". Самая первая засада - это когда ты не можешь начать (или закончить) свой первый (или очередной) трек или не можешь сделать первый концерт. Перфекционизм, с одной стороны, - это стремление к совершенству. Прекрасное стремление, этакая светлая сторона Луны. Но есть и тёмная сторона. Называется - страх совершить ошибку. Этот страх тормозит всё живое, и знать о нём надо с самого начала. Кто не может начать - перечитайте первый абзац этой статьи. Я понимаю, что вы хотите сделать сразу хорошо, но ваша задача противоположная - накосячить по-максимуму. Вам нужен опыт, это и есть начало. Сделать сразу идеально вы не сможете, как не сможет новичок прийти в тренажёрный зал и сразу пожать от груди 120 кг. Не сковывайте себя боязнью ошибиться. Ошибайтесь уверенно и с улыбкой) Ставьте цели, соответствующие вашим возможностям, и выполняйте их. И тогда однажды, шаг за шагом, виток за витком вы придёте к состоянию, соответствующему вашим амбициям.
Вторая засада - это отсутствие развития, отсутствие вертикального движения по спирали. Как я уже писал выше, сколько бы кругов вы не намотали, сколько бы раз вы с улыбкой не ошибались, следуя моему совету, если вы ничего не меняете от цикла к циклу, вы проживаете творческий день сурка. Прекрасно, если каждый ваш трек - это хит, и вы - Сергей, прости господи, Жуков, но Сергей сначала намотал множество своих витков, чтобы прийти к своему зацикленному на одном уровне состоянию. А мы тут пытаемся вырастить свой спиральный бобовый стебель, поэтому именно в начале пути нужно обращать на развитие особое внимание.
Я в своё время вёл дневник ошибок. Сначала в текстовике писал, потом стал изливать соображения в блоге - и это очень помогало. Я на ошибки охотился, иначе это не назвать. Я пытал всех, до кого мог дотянуться, собирая любую обратную связь, и это принесло свои плоды. Конечно, приятно сидеть и читать про каждый новый трек комменты типа "О, как это восхитительно, это изменило мою жизнь" или "Это лучшее, что слышали мои уши за всю жизнь", но к этому сначала нужно прийти. И идти придётся через охоту на ошибки. А для этого нужно допустить своё несовершенство и искать обратную связь. Это вообще два противоположных состояния - наслаждения и обучения. В состоянии, когда ты ищешь наслаждения (комменты о том, как ты мегакрут), ты не воспримешь критику. Когда ты в состоянии обучения ищешь свои ошибки, ты не воспримешь комплименты. Нужно уметь переключаться между своим Эго и внутренним Учеником, чтобы от респектов получать удовольствие, а от критики - полезную обратную связь. Детям - мороженое, бабе - цветы. Смотри, не перепутай!
У меня на этот счёт простое правило: в каждом следующем треке сделать что-то, чего я ещё не делал ни в одном из предыдущих. Меня носило по разным жанрам и темам, я пробовал фиты и кавера, писал инструментальные произведения, а список вещей, которые я пока-не-попробовал-но-собираюсь, вообще невозможно доскроллить до конца.
Если развитием не заниматься осознанно, а пустить его на самотёк, то в определённый момент естественное обучение дойдёт до своего предела, и возникнет кольцо.
Третья засада
Вы продолжаете наматывать круги, но развития больше нет, и треки становятся одинаковыми. Дикция не улучшается, вокал не становится мощнее, диапазон не растёт, сведение не блещет. Я бы назвал это явление Кольцом Интроверта, но к сожалению, до меня уже всё назвали - в спорте это называется тренировочное плато. Это когда ты тренируешься, и результаты растут, а потом в определённый момент ты хоть и делаешь всё то же самое, но результаты больше не растут. Приехал, москалик.
Это третья засада. Назовём её замкнутый круг. Если артист попал в него, а результаты при этом его не устраивают, - начинает умирать мотивация. Ты старался, вложил время, эмоции, силы, деньги, а на выходе не получил ничего нового. Те же 22 репоста, 137 лайков, та же "Классная песня!" в исполнении тех же преданных фанатов, число которых остановилось на семи и больше не растёт. И следующий трек соберёт столько же, и те же люди опять выскажутся, и тлен.
Что делать? - Искать ошибки. Места, где ты можешь быть лучше. Охотиться на них. Общаться со всеми подряд, выяснять мнение о своём творчестве. Нужно найти что-то, что ты ещё не делал. Что-то, что ты попробовал 3-4 витка назад, и что не сработало, но сейчас может сработать - при поддержке нового опыта. Что-то, что 10 витков назад казалось абсурдным и "не твоим", сейчас может оказаться очень даже "твоим". Новые идеи, новые люди, новые жанры, новые приёмы - что угодно может дать тебе второе дыхание и стать выходом из замкнутого круга.
Если артист дошёл до круга и не может (не хочет, не пытается, не знает, что надо) из него вырваться, то он превращается в винт с сорванной резьбой: вращение происходит, но поступательное движение отсутствует. Ресурсы тратятся, время идёт, результата нет, и артист приходит к мысли, что он бездарен, и это "не его". Тогда как дело не в егошности (не в призвании), а в неправильном подходе или в мелких ошибках, которые тормозят его проект и не дают двигаться вверх.
Давайте резюмируем произошедшее. Принцип Количество-Качество работает так: нужно регулярно делать новые треки, и чтобы при этом каждый следующий был лучше предыдущего. Действия + Развитие. Тогда ваш замкнутый круг начнёт превращаться в винтовую лестницу в небо, пока однажды мы не встретимся где-то там, за облаками)
До встречи в раю!
12 Мая 2016