Разбор присланных текстов
Начнём с писем жаждущих и ищущих. Потом поработаем скальпелем, наложим швы. А потом пойдём в комнату отдыха и в лёгкой дружелюбной атмосфере поговорим о том, о сём и о десятом.
Рэп-куплет. Один куплет – это, конечно, не песня, поэтому разбор будет в основном технический и поверхностный, глубоко погружаться в философию не будем.
Кто ты?
Хоть сил и времени нет, тянет меня в интернет
За чашкой кофе и я читаю сообщение. Фото...
О, незнакомка, кто ты? Кто-то кого-то забыть пытался когда-то
И между нами что-то вроде прохлады...
Но неожиданно встают с воспоминаний кладбища
счастливые деньки и вот уже стучу по клавишам
против своей же воли, это заговор!
Мне разум говорит - остановись! -
а сердце - поддержи разговор!
Зачем я вспоминаю то, что я забыл когда-то?
Зачем мне помнить те рассветы наши и закаты?
Мы были немы к проблемам, касающихся дилем нашей любви,
Тогда я всё возненавидел совсем!
Но почему я до сих пор не сплю и жду ответа?
Каждая строчка тех посланий всей душой согрета...
Тех посланий? Пока я кофе пил, смотрю в окно,
Кто-то изнутри меня начал то сердец шоу...
Автор пишет далее:
Наткнулся на совет в рассылке о "быстрой" записи: пиши, пока свежи эмоции, чувства и переживания. Такое уже однажды было, где-то около месяцев четырёх назад - записал куплет на следующее утро, что удивительно, практически фристайлом :) Настолько сильны были тогда эмоции во мне)) Однако, получилось что получилось.
По ходу внесу ремарку. «Получилось что получилось» - это начальный этап создания песни. Тот самый, когда в порыве эмоций-вдохновения автор мочит кайфовые идеи, которые рвут мозг. Наутро всё выглядит неудачно зарифмованным, ритмически корявым и вообще мелодия похожа на гимн России – и тут начинается второй этап. Техническое вылизывание. Если оставить «как есть» и не вылизывать – это всё равно, что въехать в новую квартиру только что построенного дома и начать жить, не сделав ремонт. Голые бетонные стены, корявые окна, где-то затянутые плёнкой, унитаз, заляпанный цементом. Стали бы жить тут? Короче, в прошлых выпусках я жевал эту тему, и если кто-то считает, что я не дожевал – задавайте конкретные вопросы, пожуем ещё, пока совсем не засохло.
Интересуют следующие моменты:
1. Куплет всего один, поэтому структуры как таковой не наблюдается - понял, что сказал всё что хотел. Заметна ли сама идея и не теряется ли она из-за малой длины трека?
2. Стиль. У нас как-то уже был разговор - чувствую, снова понакидал ненужных фраз из разных стилей. Но здесь мне они кажутся более уместными - создаёт образ более романтичный и задаёт нужный лад - так ли это?
3. Самое слабое место данного произведения.
4. Над чем работать в самую первую очередь?
5. И, cоббсно говоря, как вцелом?))
Эдуард (так зовут автора), кстати сказать, показывает читателям пример того, как нужно задавать вопросы. Учитесь, пока он живой и незазвездившийся! :)
Идея заметна, и это радует. Рэпперов я слушал многих и разных, и способность членораздельно выражать мысли у них – что-то из разряда сверхъестественного, встречается раз на миллион. Идея – случайная встреча с бывшей, рецидив. Классика-с. Обычная идея, поднимаемая всеми подряд.
Был у нас разговор с автором о стиле речи, стиле текста (книжные стили, разговорные, специальные и т.п. – речь об этих стилях). Эдуард смешивает несмешиваемое. Цемент со сгущёнкой. В результате действие каждого из ингредиентов аннулируется. Конкретно: «тянет меня в интернет», «за чашкой кофе», «сообщение», «фото», «клавиши» - это стиль разговорный (из жизни компьютерщиков, инетчиков).
«неожиданно», «это заговор», «разум говорит, сердце говорит», «вспоминаю-помнить» (вот вам сразу пример необоснованного повтора - 3 раза уже воспоминания были!), «возненавидел» - это стиль книжный, причём местами уходящий куда-то в середину 20-го века, если не в 19-й. И так пишут многие, не только Эдуард. В школе увидели, как пишет Пушкин, какие слова использует, какие обороты – и начали подражать, то бишь учиться самым быстрым способом, как я и советую. Только никто же не объяснил, что дальше делать, после того, как подражание привело к 100%-й схожести. А дальше нужно себя развивать, своё я выражать. Свой стиль растить.
Книжный и разговорный стили друг друга взаимоуничтожают. Далее обратите внимание на общую серьёзность текста и такое улично-подъездное «счастливые деньки». Не сочетается! Счастливые «дни» нужны. Если серьёзный стиль. Либо счастливые деньки, но тогда и остальной текст менять – «чашечка кофе с голой бабой», «незнакомка с Милой Йовович на аватаре», «стучу по клавишам сбивчиво, как неопытный барабанщик» и пошло-поехало. Стиль текста должен быть один – тогда песня будет цельной.
Не надо кричать про категоричность и свободу мнений. Разумеется, смешивать можно, но только начиная с определённого уровня понимания. Скажем, опытный писатель может написать рассказ, намешав в нём 5 стилей. И не оторвёшься, пока не прочитаешь. Глаза красные, 4 ночи, в 7 на работу, а ты читаешь. Это опытный писатель. А начинающий написал один абзац – и сразу ясно, вся книга – Г. Так что начинающим лучше юзать только один стиль и тщательно следить за его чистотой.
Именно несочетаемость стилей – самое слабое место, на мой взгляд. Либо подражать Пушкину, либо писать простым разговорным языком, под который рэп, собственно, и заточен.
- Логично, что если в 3-м пункте тебе назовут слабое место, то над ним и работать. :) Твой 4-й вопрос - пример лишнего вопроса. Его можно и нужно было просто вырезать. Как видите, правила написания песен применимы и в личной переписке :)
- В целом обычное выражение обычной идеи. Технически этот куплет можно довести до совершенства, и даже нужно, но смысла в этом столько же, сколько в наведении мейкапа на трупе. Попрактиковаться визажист может и должен, но вряд ли светское общество оценит этот жест.
Сразу же давайте договоримся на будущее. Если вы видите в своём тексте ошибки, которые я уже описал, - исправляйте их и шлите мне исправленный текст. Не нужно слать текст с комментарием «тут у меня всё нелогично, я и так знаю, рифмы тебя-меня, ритма нет, и вообще мне было лень и по фигу, но ты всё равно разбери мою песню». А если видите ошибки, но исправить не можете – тогда так и говорите. Вот вижу тут такие-то косяки, не представляю, что с ними делать. Это другое дело. Либо шлите, если ошибки вообще не видите, т.е. считаете, что текст – ваш максимум на данный момент.
И отныне обязательны вопросы! Что вы хотите узнать о тексте? Какой момент у вас вызывает непонятки и сомнения? Потому что я так посмотрел – разбирать можно одну песню 7 выпусков подряд, и даже не добраться до второго куплета. Давайте таки-закончим ковровые бомбёжки и займёмся снайперским отстрелом террористов.
Следующая песня.
Я – не тот «кто-то» из Вашего прошлого выпуска рассылки, но готова лечь под микроскоп, точнее, положить туда свою песню. Даже три – выбирайте ту, которая больше понравится :-) Только, если Вам не будет сложно, укажите авторство J
Да, кстати. Ещё один момент. На будущее. Шлите одну песню. Не надо слать мне полное собрание сочинений. Лучше мы проработаем одну песню и поднимем её на голову, чем потыкаем всех по верхам и поднимем их на сантиметр?
Поколенье NEXT,
Поколенье Икс.
Полетели вверх,
А упали вниз.
Оборвали цвет –
Не получим плод.
Разломали мост,
Не построив плот...
"Научи летать,
Птица в небесах!
Научи мечтать..." –
Слёзы на глазах.
Поколенье Икс,
Поколенье NEXT.
Осознали риск,
Оборвали текст...
С уважением, Зинаида Варлыгина,
Интернет-маркетолог.
Не видя припевов, песней я бы это не назвал, - скорее это стихи. Но разницы нам пока нет, так что берём стихи. :) Хотя в первую очередь я бы предложил всё-таки сайт, специализирующийся именно на стихах: http://www.clinic.neotabula-rasa.ru/viewtopic.php?t=715 . Я уже давал ссылку на него. Просто почитать разборы чужих стихов – и то очень полезно.
Что же тут сказать, друзья. Во-первых, как мы помним из прошлого выпуска, исходя из мирового опыта, припев – это часть песни, где смысл самый жалкий, а рифмовка совершенно третьесортная. Этому условию удовлетворяет 3-я строфа, а значит, - эврика! – мы нашли припев! :)
Посмотрите на рифмы 3-й строфы (строфа – это четверостишие, если что). «Летать-мечтать», «небесах-глазах». Впишите недостающую пару. «Кровь-любовь»? Правильно! Стопицот рублей ваши. Но шутки-шутками, а всё, между прочим, серьёзно, и при данной длине строки я считаю автора невиновным.
Грубо говоря, потому что крайне сложно изобрести что-то новое в пятислоговых строчках. Пять слогов. Какую новую мысль, шокирующую общество, можно выразить за 5 слогов? Можно, конечно, разорвать её и остатки довыразить на следующей строке, но это будет выглядеть и звучать совсем по-дилетантски. Хотя Цветаева практиковала разрыв строк и ничего – добилась славы.
Проблема глобальна, я считаю. Короткие строки себя исчерпали. Будущее за «длинными». В первую очередь – это рэп с его 16-тислоговыми строками и свободным ритмом. Во вторую - так называемое рнб, под которым что только не подразумевают, но кратко можно обозначить как «поющийся рэп».
Эти жанры – непаханные поля, и я пока не вижу им края. А краткострочные песни просто обречены ошиваться вокруг «тебя», «меня», прочих местоимений и общеупотребительных коротких слов. В качестве совета я бы сказал следующее. Если сомневаетесь – короче сделать ритм или длиннее, делайте длиннее – текст будет более гибким. Удлинив строку, вы добавите ему суставы.
Вернёмся к тексту. Рифмы на Икс и Некст – незабаянены, поэтому строгий плюс. Смысл у стиха есть, ясный, однозначный, актуальный. Если, конечно, не обращать внимание на 3-ю строфу. В целом мне нравится. Но для шедевральности не хватает размаха, конкретики. 5 слогов – слишком тесно, хотя и читается интересно-рвано, что тоже есть плюс.
Что ж, с песнями на этом закончим, т.к. растекаться мыслию по чему-то там, не имея конкретного направления – расточительный расход энергии, товарищи.
Ещё выдержка из письма.
кроме логики, наверное, должен быть вкус. чувство слова. чувство ритма. кураж. ну, не знаю, некоторые способности. которые от Бога. которые или есть, или нет.
Когда я родился, у меня таких способностей точно не было. И когда я садился в детстве «писать песню», я сидел по 6 часов, исчёркивал 48-листовую тетрадь, рвал её на куски от злости и так было с 9 до 20 лет. Я хотел это делать. И из года в год возвращался. И каждый раз способностей не было. Это подтверждали изорванные тетради, которые я выкидывал в мусорку.
В 19 или 20 я написал первую песню. С трудом и скрипом. С рифмами «тебя-меня». Писал её недели две. Сейчас припоминаю – она процентов на 90 состояла из перевранных цитат из других песен и чужих мыслей. Своих тогда ещё не было. Я видел, что песня никакая. И никакого удовольствия я не испытал ни от процесса, ни от созерцания.
Сейчас я и пишу с удовольствием, и записываю с удовольствием, и исполняю с удовольствием, и даже иногда слушаю себя, хотя с трудом :) Всему этому я научился, не имея изначально никаких способностей. А значит что? Значит, любой может, Бог ни при чём.
Вопрос только в том, что делать, чтобы развить эти способности, вытащить талант из того места, где он окуклился. Т.е. вопрос метода. Именно его я и создаю с помощью этой рассылки. В основном я даю технические детали как самые простые, понятные и очевидные, хотя, возможно, мировоззренческие моменты более важны. Честно сказать, я пока не знаю, к чему мы придём, но когда придём – тогда поймём. :)
И напоследок у меня к вам просьба. Напишите что для вас в написании песен самое сложное, непонятное, долгое, скучное и т.п. – т.е. в чём самая большая проблема, перед которой каждый раз руки опускаются? Не важно, текста это касается или вещей, о которых я пока даже не упоминал.
Mr. Zer0
P.S. О велосипедистах, архитекторах и комментаторах расскажу, как и обещал, но чуть позже, пока не до них :) К тому же к ним могут добавиться садовники, которые имеют очень много общего с велосипедистами.