Как работают панчлайны
Для начала давайте ответим на вопрос: «Что такое шутка?».
Большинство людей скажут, что шутка - это что-то, сказанное кем-то, что заставляет других смеяться. Это определение, хоть и верное, не особо много скажет о том, что же такое шутка. Оно просто описывает желанный эффект.
А как насчет шутки, которая в одном случае вызывает смех, а в другом - гробовое молчание? Если после шутки не смеются, означает ли это, что она, внезапно, перестает быть шуткой? Люди всегда узнают шутку, даже если они не смеялись над ней. Почему? Потому что есть определенная узнаваемая структура, по которой каждый может определить шутку.
Сетап и Панч
Давайте начнем с того, что знает большинство людей. По обыкновению, любая шутка делится на две части:
1. Сетап (Setup)
2. Панч (Punch)
К примеру, возьмем шутку Уитни Брауна:
"Виделся с бабулей недавно... возможно в последний раз... Ох, нет, она не больна, просто она ужасно скучная".
Разместим вышесказанное на схеме, чтобы вы смогли чётко определить сетап и панч:
Сетап и панч обычно определяют так:
Сетап - это первая часть шутки, которая подготавливает к смеху.
Панч - это вторая часть, которая вас смешит.
Примечание: Панч сейчас часто называют модным словом «панч-лайн». Однако оно уместно в более крупных формах, например, в стендапе.
Ожидание и удивление
Сетап и панч непосредственно связаны с ожиданием и удивлением. Возьмем шутку Стива Мартина. Обратите внимание, что вы ожидаете после сетапа:
"Секс - это самая прекрасная, полезная и естественная вещь...
И посмотрите, как панч удивляет вас:
"...которую можно купить за деньги".
После этого вы, возможно, подумаете: "И это все? Ожидание и удивление? И что в этом сложного?"
Что ж, сложное здесь следующее: чтобы это работало, шутка должна вас удивлять. Хитрость состоит в том, что вас нельзя удивить, если вы не ожидаете чего-то другого.
Вот что делает шутка - заставляет вас ожидать одного, затем удивляет другим. Именно поэтому во второй и последующий раз одна и та же шутка становится менее смешной для вас - вы больше не удивляетесь.
Вот наше новое определение:
Сетап создает ожидание.
Панч создает удивление.
Первая история и вторая история
Теперь вы знаете, что сетап и панч создают ожидание и удивление. Но как они это делают?
Сетап шутки создает первую историю в нашей голове, и мы начинаем чего-то ожидать, затем панч удивляет нас второй историей, которая совместима с первой, но совсем не так, как мы этого ожидали.
Например, представьте себе мужчину-комика, который кажется очень расстроенным, рассказывая эту шутку:
(Грустно) "Моя жена сбежала с моим лучшим другом. Ох, как я по нему скучаю".
Сетап создает первую историю: Мужчина несчастлив, потому он скучает по своей жене. Мы ждем окончание истории, так что нас удивляет панч второй истории: Мужчина несчастлив, потому он скучает по своему другу.
Если в шутке нет двух сюжетных линий – это не шутка. Если панч не раскрывает вторую историю, то это получается просто одна история, но не шутка.
К примеру, вот другая версия:
(Грустно) "Моя жена сбежала с моим лучшим другом. Ох, как я по ней скучаю".
Не смешно. Речь идет о мужчине, от которого сбежала жена, и эта история заканчивается вполне ожидаемо. Здесь нет второй истории и нет удивления. И раз здесь нет удивления, то это не шутка.
Сетап и первая история
А в чем разница между первой историей и сетапом? Это два элемента, выполняющие самые разные функции в структуре шутки. Как первая часть шутки, сетап – это слова и/или действия, которые подготавливают зрителя к чему-либо. И ничего больше. В то время как первая история, основанная на сетапе, является подробной сценой в воображении зрителя, которую они представляют за правду.
Давайте я это покажу на примере старой стандартной шутки:
"Сорок лет я был женат и влюблен в одну женщину. Если жена узнает, то убьет меня".
Когда комик говорит: "Сорок лет я был женат и влюблен в одну женщину..." - это и только это сетап. После этого сетапа зритель представляет более тщательную первую историю. После того как она появилась в голове у зрителя, я не могу сказать точно, какая именно первая история будет в голове у каждого, поэтому вот вам моя версия.
Первая история: Этот мужчина говорит о том, что очень любит свою жену. За сорок лет у них была богатая и полноценная жизнь, они смогли разобраться со своими проблемами и остались счастливы. Он никогда не изменял ей и хочет быть с ней до конца своей жизни.
Это, примерно та первая история, которую люди мысленно создадут. Как видите, у первой истории определенно больше подробностей, чем у сетапа. Так откуда берутся эти подробности?
Эта большая история была создана предположением из информации, которая была в сетапе. Предположения позволяют нам придавать смысл чему-либо, когда у нас мало информации. Основываясь на нашем жизненном опыте, мы постоянно совершаем подобные мыслительные прыжки. Собственно, поэтому первая история содержит намного больше информации, чем сетап.
Панч и вторая история
Связь между панчем и второй историей такая же, как и между сетапом и первой историей. Как и вторая часть шутки, панч – это просто слова и/или действия, которые удивляют публику. Ничего больше. После панча зрители представляют подробности второй истории, которая в сравнении с сетапом удивляет. Возьмем тот же панч шутки: "Если жена узнает, то убьет меня", и вот моя версия второй истории.
Вторая история: Несмотря на ужасный брак с монстром, этот мужчина не расторгал брак. Чтобы найти хоть немного счастья, мужчина завел любовницу, и она осталась с ним на сорок лет, хотя он был женат. Он жил в постоянном страхе, что жена узнает о его давнем романе и сделает его жизнь еще более несчастной, чем она есть сейчас.
Опять же, во второй истории намного больше подробностей, чем в панче. Вы можете представлять немного другую сцену, но всё же саму суть будут улавливать все.
Что я хочу подчеркнуть, так это как много в шутке находится информации, не озвученной в сетапе и панче – мы ее сами дополняем своими предположениями.
Шутки с сетапом
Как раньше мы уже рассмотрели, когда мы видим или слышим сетап, мы создаем первую историю с помощью большого количества предположений. Одним из этих предположений будет главное предположение.
Главное предположение – это предположение, из которого строится первая история.
Из всех предположений, из которых вы представляете историю, одно главное предположение дает первой истории конкретное значение. Иными словами, если не будет этого главного предположения, то вы представите другую историю, совсем не ту, которая потребуется, чтобы шутка сработала.
Возьмем, к примеру, старую шутку:
"Однажды я сделал косметическую маску, и три дня мое лицо выглядело лучше. Потом маска отпала".
Сетап будет эффективен, если слушатель представит, что комик намазал лицо косметической маской и стал лучше выглядть после этого. Затем панч удивляет всех, показывая совсем другую, вторую историю, в которой комик ходил три дня с маской на лице, которая и правда улучшила его внешний вид. Схема показывает, где находится главное предположение в шутке:
Или вот ещё один пример второй истории.
Матч, комментатор:
- Опасный момент, нападающий выходит один на один с вратарем! Удар!
Удар! ! Еще удар!!! Да-а... Таких люлей вратарь не получал уже давно.
Одним предложением поменялся смысл всего предыдущего текста. Вместо той истории, которую представил зритель, он неожиданно получил совсем другую.
Шутки без сетапа
Вы, возможно, спросите: "А как насчет всех тех смешных штук, над которыми я смеюсь и в которых нет сетапа?" Так и есть, существует целая группа шуток, в которых формально нет сетапа. Но, как ни странно, у них все же есть главное предположение, но они не нуждаются в сетапе, потому что главное предположение и так уже есть в голове у зрителя.
Например, это происходит, когда вы смеётесь над чей-нибудь неудачей, как бы жестоко это не звучало. На ютубе человек собрался сделать сальто назад, а попал головой в мусорку – это тоже разновидность шутки (непреднамеренная шутка). Или когда вы слышите какой-то абсурд там, где его совсем не ожидали.
Шутки с панчем
Мы уже знаем, что сетап рождает ожидание, когда аудитория создает первую историю с помощью предположений. Панч затем разбивает ключевое предположение (главное предположение) и раскрывается вторая история. Панч это делает, показывая неожиданную интерпретацию того, что было в сетапе. Эта неожиданная интерпретация называется реинтерпретацией.
Как главное предположение создает первую историю, так и реинтерпретация создает вторую историю. Возьмем, к примеру, эту шутку:
"Мой дедушка умер спокойно во сне. Но дети в его автобусе кричали".
Реинтерпретация здесь в том, что он заснул за рулем автобуса, которая является основой для второй истории – дедушка погиб в автоаварии, после того как заснул за рулем, из-за этого дети и кричали. Это, в свою очередь, и сообщает панч – «Но дети в его автобусе кричали».
Схема показывает, где находится реинтерпретация в шутке:
Шутки без панча
Теперь вы, возможно, подумаете: «Ну, раз в панче должна быть реинтерпретация, то как насчет шуток, у которых нет панч фраз?» Возможно, прозвучит странно, но есть некоторые шутки, в которых нет необходимости договаривать панч. Возьмем эту бородатую шутку, где сетап неизбежно приводит к панчу:
Решили как то 3 подружки Аня, Лена и Маша поиграть в римскую империю:
Лена: я буду Ленус
Маша: а я Машус
Аня: не, я не буду играть.
Здесь панч кроется в «римской» версии имени Ани. Причём нам необязательно произносить его, так как ваш зритель и сам уже догадался. Это тот случай, когда панча нет, но его несложно додумать самому. В этом примере, интерпретация шутки максимально подталкивает зрителя к реинтепретации.
Ещё несколько хороших панчев для сетапа:
Подведём итоги
Хорошая шутка должна удивлять. Никому не смешны очевидные вещи. Даже если вы шутите про что-то повседневное и очевидное, вы должны подметить в нём нечто удивляющее, выходящее за рамки обычного взгляда. Поэтому панч является обязательным продолжением сетапа.
Отсюда следует, что из сетапа должно вытекать минимум два предположения (первая и вторая история), где хотя бы одно должно быть ожидаемым и одно неожиданным и смешным. В самых смешных шутках панч не только удивляет, но и оказывается лежащим на поверхности. Об этом феномене вы можете почитать в книгах по психологии юмора.
Шутки не столько пишут, сколько ищут. Теперь, используя знание приёмов из прошлого поста и знание структуры шутки из этого, вы можете писать свои шутки и искать среди них смешные, ведь как мы выяснили не все они бывают смешными.
И напоследок вот вам доказательство, что для юмора достаточно неожиданности.
Первая часть статьи: http://pikabu.ru/story/est_takaya_rabota__lyudey_smeshit_4103945
P.S. Моей личной премии "Копипаста века" она не удостоилась, поэтому оставляю её тут исключительно для полноты картины.