Вдохновение
Итак, вдохновение. Что это такое, какая от него польза и как его вызвать?
- ВДОХНОВЕНИЕ – творческий подъём, прилив творческих сил (словарь Ожегова).
Состояние повышенной продуктивности. Когда за то же время делаешь больше, лучше, легче, чем без вдохновения. Т.е. вдохновение нам полезно тем, что ускоряет процесс и повышает качество. Второй момент – обычно во вдохновлённом состоянии человек получает кайф от процесса. Говорю не только о написании песен, а вообще о жизни. Состояние влюблённости – разновидность вдохновения.
Кто-то находит вдохновение в наркоте или алкоголе. Я против искусственной стимуляции нервной системы, поэтому эти варианты не рассматриваю. Кроме искусственной есть и естественная – например, та же влюблённость, вызывающая возбуждение мозга и выделение эндорфинов, естественного наркотика.
Так, спокойно! Не расходимся, граждане. Я слышал, как при словах «искусственная стимуляция нервной системы» на последнем ряду кто-то зевнул так, что чуть не сломал челюсть. Внимательнее! :)
По-хорошему, во вдохновлённом состоянии можно жить более-менее постоянно, - для этого нужно заниматься Своим делом, жить со Своим любимым человеком, общаться со Своими людьми и так далее. Но этими вопросами я в рассылке не занимаюсь, так что просто давайте иметь в виду идеальный конечный результат: постоянное вдохновение. Идёшь по улице, сидишь за компом, засыпаешь в постели или сидишь на толчке – ты всегда готов взять бумагу и ручку и написать свою лучшую песню. Если не готов, значит, тратишь энергию на какую-то ерунду.
Это что касается «Что есть вдохновение и что оно даёт». Теперь подумаем, как его вызвать.
Заметил у себя, что когда пишу песню без вдохновения – то я словно смотрю в трубу. И обзора никакого нет. Вижу только кругляшок. А когда вдохновение приходит – то я смотрю глазами, без трубы. Ну или можно считать, что диаметр трубы становится огромным. И вместо маленького кружочка я теперь вижу всю картину целиком. Говоря конкретно, вдохновение расширяет активный словарный запас. Вдохновлённый, я нахожу совершенно дикие и оригинальные рифмы, сравнения и образы. Оно расширяет «чувство мелодии». Придумываю лихие мелодии с октавными прыжками, тогда как без вдохновения для придумывания того же мне нужно в 10 раз больше времени, да и то выходит что-то серое, и я это скорее удаляю.
Хорошо, что в мозгу всё связано в оба конца. :) Если вдохновение даёт расширение кругозора, то расширение кругозора даст вдохновение? Эту гипотезу я проверял, но проверять оказалось нечего – она работает безотказно, как песочные часы. Итак, что же делать и как это работает.
Алгоритм вызова вдохновения! :) Для романтичности можете заменить «алгоритм» на «заклинание».
- Определи, что ты хочешь придумать (Рифму? Идею всей песни? Мелодию припева? Рифф в куплет?).
- Найди произведения, где есть аналогичные элементы, которые тебя колбасят.
- Отдайся им. :) Слушай (читай, наигрывай) их некоторое время (5-30 минут, грубо говоря). Они должны войти тебе в мозг, ты почувствуешь их такими родными, словно сам их придумал.
- Начинай мысленно импровизировать вокруг этих элементов.
- Ты должен почувствовать, что сознание расширилось, что ты стал слышать больше, чем звучит в песне. Ты чувствуешь, что «мог бы лучше», и ясно понимаешь, как именно это сделать.
Это начало. Это – ниточка, за которую теперь нужно тянуть, чтобы распутать весь клубок вдохновения.
Постепенно, как в теории условных рефлексов, алгоритм провалится в подсознание и вдохновение ты будешь вызывать просто начав импровизировать, без прелюдии и трамплинов. Но для начала, пока алгоритм не вошёл в мозг, нужно использовать костыли в виде «примерных песен» из пункта 2. Эти песни тебя настраивают на рабочую волну.
Магия, впрочем, действительно, присутствует. Вдохновение – это причина. А расширение словарного запаса, обострение образного мышления и прочее – это следствия. А согласно алгоритму, мы хватаем рукой следствие, трясём его, словно хотим разбудить, - и вуаля! – просыпается вдохновение.
Как ещё вызвать вдохновение. Основной момент в том, чтобы запоминать ситуации, когда приходит вдохновение. «Приходит само, без причины» - это ответ человека с интеллектом обезьяны, друзья. Причину имеет всё. Для начала я предлагаю вам это признать. С толку может сбить огромное количество совершенно непохожих ситуаций, в которых приходит вдохновение. Но это не значит, что причин нет. И даже не значит, что они все разные.
В глубине души я верю, что причина вдохновения – одна. Но, разумеется, не знаю, какая, иначе стал бы я столько тут писать?!
Итак, следующий этап (после признания) – слежка. Как только вдохновение пришло в очередной раз – стоп! Записывай, что случилось за последний час, о чём ты думал, что ел-пил, с кем общался и на какие темы, какую музыку слушал и так далее. Идеальный вариант – вести дневник вдохновения.
Постепенно ты поймёшь, что во всех этих ситуациях есть общие моменты. Они и есть причина вдохновения. Следующий шаг – сознательно создавать эти «общие моменты», вдохновляться и бросаться творить! :)
У меня вдохновение прилеплено к общению с людьми «моего» уровня. Буквально, скажу ему – «Приветствую, любезнейший» - и просто начинаю представлять, что он может мне ответить на такое приветствие – и уже становится интересно. Мозг разогревается, активируется, как Windows XP, и начинает работать во вдохновлённом режиме. :)
Ещё меня периодически вдохновляет чай. Мой наркотик.) Ну и так далее. Эти моменты слишком индивидуальны, поэтому общаться на эти темы не получится, это будет монолог, а не диалог.
Вдохновение – явление чисто психическое, с физиологией не связано. Убедиться в этом просто. Сколько времени без сна, еды, пищи и воздуха :) вы можете заниматься любимым делом? Сколько-сколько?! Трое суток подряд?! Вот и я о том же. :)
Так что если вы слышите от кого-то «Я устал, у меня болят такие-то органы, а ещё в комнате душно и жарко, и я голоден» - человек явно ищет причину не в том месте.
Расслабление – ключ к мастерству в чём угодно. Импровизация как раз расслабляет, а в расслабленном состоянии вдохновение придёт гораздо быстрее, чем когда сидишь напряжённо и заклинаешь его явиться.
О вдохновении в инете пишут разное, большинство – эзотерическая возвышенно-бесполезная муть, но встретил и практический совет.
1. Ритуал. Чтобы «приманить вдохновение», писатель Джозеф Конрад обычно принимал горячую ванну, Людвиг ван Бетховен (говорят) обливался холодной водой, а композитор Брамс начищал ботинки…
2. Заведите себе воображаемую Музу (или Героя). Это может быть кто угодно, выдумать можно что хотите. И перед любой творческой работой дайте себе клятву, что Вы делаете это не для себя, а для Неё (для Него)! Будто бы Она (Он) Вас об этом очень попросила (попросил).
В качестве ритуала я отчасти рассматриваю импровизацию. Ты начинаешь импровизацией, а заканчиваешь готовой песней. Хотя если кто-то вдохновляется начисткой ботинок – кто я такой, чтобы запрещать такие прогрессивные методы? Причём, я не шучу. Если метод работает – это главное. И плевать, кто там что говорит и что считает.
Насчёт второго пункта – я бы связал это с выпуском «Кому писать». Если ты пишешь конкретному человеку (пусть даже вымышленному, лишь бы ты чётко представлял его, что он любит, зачем ему твоё творчество и чем он тебе интересен) – то Муза эта на фиг не нужна. А если ты пока не знаешь, кому пишешь – пиши Музе. Какая она? На хрена ей твои песни? Как она на них реагирует? У неё черты знакомых людей, она собирательный образ? Ты исполняешь ей песни лично со сцены театра или представляешь, что она сидит одна в комнате и слушает тебя в наушниках? Или может, это он? «Нет, я не гей, они всё врут!» :)
Вдохновение – состояние возбуждения, т.е. ненормальное психическое состояние (нормальное – это когда возбуждения нет). А раз ненормальное, то во время сочинения «под вдохновением» автор может пропустить ляпы. Поэтому написанное произведение нужно оценить как минимум разок в спокойном состоянии.
Это золотое, если не алмазное, и если даже не платиново-титановое правило музыки: не выкладывать только что сделанную песню! Песню нужно обязательно послушать в спокойном, уравновешенном, трезвом состоянии. Обычно хватает одного дня: сегодня песню закончил, завтра послушал - и если нравится, выкладывай. В день записи не выкладывать!
И вот именно тут начинается самое интересное. Вернувшись к песне в спокойном состоянии, ты вдруг замечаешь, что не такая уж она и гениальная, а рифма «кровь-любовь» уже не выглядит такой оригинальной, как вчера во время написания. И сравнение «твои глаза, как два нуля» тоже становится сомнительным. И ты хладнокровно заменяешь все эти явные ляпы на более удачные варианты. Правишь строчку за строчкой, меняешь длину строк, слова припева, выкидываешь лажу и вставляешь более свежие образы. И в конце понимаешь, что песню можно написать … без вдохновения вообще???
Ты вскакиваешь, бегаешь по комнате, и садишься «писать песню» (в духе «Щас я напишу письмо», ага, разбежался! :). В результате либо не получается ничего, либо адская хрень. Значит, без вдохновения нельзя?.. Чёрт, только что же казалось, что можно, что я сделал не так, где ошибся? Можно всё-таки или нельзя?!
Нормальную песню, я считаю, без вдохновения нельзя. Но есть нюанс! Вдохновение не нужно на всю песню. Оно нужно только для главного. А что у нас в песне главное? :) Есть несколько «главных». Для электронщины – это атмосфера, для бардов – смысл текста, для гитарастов – крутость соляка и тембры гитар ну и т.п. Этой фигни много, но для каждого жанра и каждой песни она ограничена. Так вот вдохновение нужно только для того, чтобы придумать главное. Остальное – дело техники, это дело можно выполнять полулёжа с бутылкой пива – мозг практически не нужен.
Давайте пример. Итак, пишу я песню, где главное – смысл текста (жизненные образы, оригинальные рифмы, новизна идеи, новизна темы). Вдохновение я буду тратить на то, чтобы придумать
А) Общую структуру
Б) Логическую цепочку идей для куплетов-припевов
В) Рифмы (т.е. просто придумать слова – не составляя полноценные строки).
При этом мелодию, музыку, укладывание строк в ритм куплета, рифмовку и прочее – я оставляю на следующие дни. Вдохновение там мне не будет нужно, как не нужно вдохновение для решения системы двух уравнений. Ты переставляешь слова туда-сюда, двигаешь их, меняешь на синонимы, сокращаешь или удлиняешь и в результате паззл собран. Миссия выполнена. Жертв среди гражданского населения нет.
Может показаться, что я себе противоречу в том плане, что в прошлых выпусках я ратовал за цельное написание песни типа «вдохновился-написал». Без откладывания на 3 недели и прочего запора. А сейчас обнаруживаются какие-то "а после этого нужно ещё потратить кучу времени на то-то и то-то". Тут суть в том, что пока мы учимся (я тоже учусь, иначе я бы уже дал 33 концерта в Олимпийском), мы пишем по частям и меееедленно. Когда научимся – будем писать сразу целиком и быстро.
Ну и следующий принципиальный этап, где вдохновение необходимо – это запись. То бишь, когда начинается исполнение, которое есть 90% успеха песни. Понятно, что после 50 дублей все эмоции сотрутся, как информация с форматированного винта. Поэтому я и стою за скоростную запись. Чем быстрее запишешь – тем чище и сильнее эмоции. Тем сильнее они зацепят слушателя. Тем сильнее эффект от прослушивания. В идеале - ты распеваешься дома, приходишь в студию, делаешь пробный дубль, а потом со второго-третьего дубля пишешь основной вокал. Потом (когда весь основной вокал записан) дописываешь бэки. Никаких распевок в студии. Никаких 50 дублей. Это всё приводит к отказу, иногда даже былинному.
Эмоциональному исполнению простят пару-тройку огрех в песне. Где-то не выговорил букву, где-то слегка промахнулся с ритмом, - «зато искренне», как говорят в таких случаях. Но спой без эмоций – и как бы идеально техничен ты не был, тебя удалят и забудут, причём далеко не каждый скажет, в чём проблема. И никто не скажет "зато технично".
Выпуск сложный, много узнал, пока писал его. :)
Mr. Zer0