Что делать, если пока писал песню, возненавидел её?

Здравствуй, Интроверт! :) 

У меня такой вопрос, на который я так и не смог найти ответ, кого бы не спрашивал.

Когда я начинаю учить какую-либо песню (даже самую любимую), либо пишу свою (которая опять же мне дико нравится) - сначала мне все очень нравится, но по мере того, как песня учится\пишется, мне она нравится все меньше. В случае, когда учу - она просто надоедает, и когда песня уже выучена идеально - она мне не интересна, просто не получаю кайфа от исполнения. По началу я думал, что это просто вопрос моей тренировки, то есть из-за долгого сидения за песней (раньше одну композицию учил по несколько дней), она мне надоедает. Но навыки растут и сейчас я учу среднестатистическую песню минут за 20-30, но даже после такого недолгого сидения песня мне уже особо и не интересна. Это нормальное явление, по твоему опыту?

В случае, если я сам пишу песню - опять же мне не кажется, что получается фуфло или что-то такое (в большинстве случаев), но все равно с момента начала сочинения и до момента полностью готового продукта - интерес все сильнее и сильнее ослабевает. Даже как-то обидно, песня красивая получилась, и по тексту, и по музыке. А чувствуешь, как будто бы ты ее уже и сделал, и поэтому хочется двигаться дальше, а удовольствия от создания конечного продукта не получаешь. Песня нравится, реально, но совсем не так сильно, как по началу.

Ну так вот, Интроверт, ты испытываешь те же эмоции во время создания песен, или же что-то не в порядке ? :)

Описанное меня тоже донимало в своё время, а при том, что я ещё и сводил все свои песни - можешь представить, как сильно я заёбывался в итоге. Слушать после сведения я эти песни не мог физиологически - там такой рефлекс создавался после этих 500 прослушиваний - ого-го! Точнее, не создавался, а наоборот, стирался, что же я пизжу. При создании или прослушивании песни рефлекс уже создан - каждый образ, использованный в песне, живёт в тебе задолго до того, как ты услышишь песню. И с каждым прослушиванием происходит так называемое затирание якоря, оно же - постепенное разрушение рефлекса. Условные рефлексы можно создать и можно уничтожить. И когда мы гоняем песню на репите, мы уничтожаем всё то, благодаря чему она нас цепляет. Это можно сравнить с батарейкой. Батарейка полезна только пока её используешь. Но чем больше ты её используешь, тем меньше в ней остаётся заряда и тем быстрее она сдохнет. Хочется её использовать экономнее, но в итоге нас ждёт другая крайность - батарейка лежит целая, но неиспользованная, и смысла в этом ещё меньше, чем в репите.

Примерно так я вижу проблему с точки зрения рефлексов. Из 6 лет, что я занимаюсь музыкой, я безумно страдал от этого где-то лет 5, и первая версия Зимы отличный тому пример. Я писал Зиму около месяца, потом репал её три дня (по 6 часов записывал и смотрел, что получается), и потом записал набело. Получился жалкий ад, но ввиду моей общей измотанности на тот момент, я решил выложить её as is.

А потом всё изменилось. Когда я записывал вторую версию Зимы, я уже понял, что эта проблема из меня ушла навсегда. Эта проблема эмоциональной усталости и всей этой лажи на тему "Я писал эту песню год, чтоб ОНА СДОХЛА ТЕПЕРЬ!!!". Решение для меня оказалось очень многогранным и сложным, я даже не смогу его членораздельно сформулировать. Одну из ключевых ролей сыграло то, что просто в жизни у меня стало всё нормально. Ну, не нормально, честно говоря. В целом, как было полное дерьмо, так и осталось. Но просто его стало чуууть меньше. А когда у тебя из жизни вдруг откачивается говно - хоть даже на грамм, это очень сильно влияет на эмоциональный настрой.

Мне в этом плане нравится Стим. Я как ни зайду к нему в группу - там постоянно фотки, и на всех он улыбается. Он скоро не сможет быть адекватным образу жёсткого парня, выросшего на улицах - он слишком счастливый. Понятно, что он счастливый - он живёт музыкой, получает за это бабки, жизнь удалась. Когда грустить-то? :) То же самое с Тимати и Лигалайзом - у этих чуваков есть бабки, ну чего вы от них ждёте? Они физиологически не могут написать трек типа моей Зимы или Чужих, потому что они не знают, что вообще такие проблемы существуют. У них всё зашибись.

Так вот это общее улучшение жизни - первый пункт. Второй - это то, что все эти 5 лет, которые я мучился с эмоциями, я работал над собой и искал варианты делать то, что я делаю, лучше, быстрее, качественнее, легче, понятнее, честнее. Мастерство - штука, к которой приходят только через развитие. Ты находишься на острове с другими такими же, как ты. И чтобы попасть на Большую Землю, нужно пройти по мосту, который называется "Развитие".

Как у меня было все эти 5 лет? Я сажусь писать песню. Я придумываю первую фразу типа "Ты слышал ноты, я - герцы" и тащусь от неё. От того, как оригинально и лаконично я описал разницу в восприятии между обычным человеком (в смысле не серым и унылым, а просто нормальным) и человеком с аналитичным складом ума. И я сидел и повторял эту фразу под минус минут 10, придумывая следующую. И за эти 10 минут, повторив эту фразу раз 200, я стёр всё, что она несла изначально. Она превратилась в чёртов набор бессмысленных звуков, которые я проклял. Потом я придумал дальше и закончил четверостишие. И так же его проклял.

Потом я проклял первый куплет, второй куплет, припев и третий куплет. Так же я проклял минус. На записи по количеству проклятий я был чёрным магом 80 уровня. Как можно зачитать нескучно и интересно, если ты ненавидишь песню, если ты стёр все рефлексы, на которых работает эмоциональное исполнение? Никак. Можно зачитать с наигрышем, но без искренних эмоций. И так я записал почти все свои песни. Естественные эмоции могут быть в песне, только если её написать за полчаса и сразу же записать с первых дублей. Вариант дикий, хотя и реальный в некоторых случаях. Но я-то искал вариант, который бы выдавал результат в 100% случаев, а не в 0.1%. И только к шестому году я его нашёл.

Суть в том, что - мы плавно переходим к третьей составляющей - у человека одно внимание, а при исполнении у песни - 100 параметров. Точность нот, расположение и глубина вдохов, дикция, вокальная позиция, фразировка, акценты на словах, стыки слов - и всё это разбивается на пачки более мелких микропараметров - как всё это удержать во внимании, да ещё и найти внимание на то, чтобы думать об эмоциональности? Я знаю только один способ пофиксить это. Нужно постепенно проработать каждый параметр, пока он не провалится в подсознание, где им будет управлять не внимание, а фоновые ресурсы подсознания.

Концепция звучит так: о технике думать не надо. А чтобы не думать о ней, нужно владеть ей в совершенстве.

И вот, настал день, когда я встал записывать новую песню, и у меня получалось всё, что я хотел. Я попадаю в ноты, я выговариваю буквы, голос идёт не в нос, он не застревает во рту, он не слишком глухой и не слишком звонкий, распетый, но не уставший, акценты я не прорабатывал, но уже знаю, как их расставить и так далее. Обо всём этом больше думать не надо. И всё внимание я могу сосредоточить на эмоциональной части, на том, что же я, блин, хочу сказать слушателю, стоя перед микрофоном. Когда я в студийной будке, я больше не читаю в микрофон; я читаю людям в зале. Либо обращаюсь к какому-то конкретному человеку, которого достаточно хорошо знаю. Одно то, что я не читаю текст с листа, не думаю о дикции и не отвлекаюсь ни на один из этих 100 параметров, я могу полностью отдаться песне и полностью уйти в зал или к этому человеку, повторяю - полностью. Когда ты хорошо представляешь это, эмоции всплывают со дна мозга, как труп Джейсона Вурхиса со дна Хрустального озера. Это неизбежно.

Чтобы легко представлять зал, нужно несколько раз выступить и привыкнуть к сцене и к ощущениям на ней. Я, например, когда начинал выступать, знал, что моя цель - достичь спокойствия на сцене, состояния общения с людьми. Как только я этого достиг, я перестал выступать во всех этих полупустых прокуренных клубах, где выступающие приходят подождать, пока выступят другие выступающие, и выступить самим.

Следующий пункт, кажется, четвёртый. Я же тоже человек. Был когда-то им, в смысле. ))) И тоже сдуру затирал многие рефлексы, хотя если бы остановился, то они бы прожили гораздо дольше. Например, как я учился играть на гитаре? Я, конечно, хреново играю, если быть объективным, но тем не менее мне моего уровня хватает чтобы сделать всё, что я хочу, а разве это не есть идеально достигнутая цель "Научиться играть на гитаре"? :) Вот я - научился. Обратите внимание на глагол совершенного вида. Это не "я считаю" и не "я думаю". Я просто поставил себе цель научиться играть то, что я хочу играть, - и вот, я именно на этом уровне. Я не собираюсь мочить соляки шестнадцатыми в 200 bpm. Нафиг. Нойз вот тоже на том же уровне. На уровне, когда может сыграть всё, что ему надо, а круче - нафиг?

Так вот, как я учился? Я делал то, что советую в своей статейке про лень. Я играл только то, что мне интересно, и только когда мне это было интересно. Кажется, что тогда вообще играть не будешь, и первое время, когда я шёл по этой методике, именно так и было - раз я могу не играть, я не играю. Но очень быстро желание играть вернулось! Мотивация генерируется постоянно, просто нужно следить за тем, куда она тратится. И когда затыкаешь все дырки, куда она уходит, то оказывается, что её предостаточно)

А было так - я брал гитару, пытался играть песню, но понимал, что не хватает скилов. Не хватает скилов, чтобы сыграть песню, чёрт возьми! И я лез в инет и целенаправленно искал упражнения как раз для этого момента. Например, для переменного штриха через несколько струн. И теперь несколько дней я играю в основном это упражнение, ну и другие песни, на которые хватает скилов. И это упражнение совершенно не скучное, потому что каждый раз, когда я его делаю, я понимаю, что оно приближает меня к песне.

Поэтому очень важно всегда играть то, что ты хочешь - тогда даже упражнения будет играть легко (в плане мотивации). Когда ты чувствуешь личную потребность в чём-то - ну какие могут быть проблемы с мотивацией?

А как обычно? Они советуют играть пентатонику, лады, гонять упражнения на растяжку пальцев и так далее. Ну и я гонял! Я гонял пентатонику за всю жизнь минут 15, наверное)) Дело в том, что если бы я заставлял себя гонять пентатонику против своей мотивации - то я бы научился круто играть пентатонику, но возненавидел бы гитару и не написал бы ни одной песни. Это стратегический проигрыш. Нафиг мне выигрывать вражеского ферзя, если я проиграю партию?

Это неочевидная проблема - либо ты делаешь то, что нужно для обучения, но теряешь желание всем этим заниматься, либо ты делаешь то, что хочешь, но никогда не будешь делать это круче всех. По крайней мере так представляют это учителя музшкол, да и прочие преподы без стратегического мышления и без понимания, как всё работает. А на самом-то деле - тьма людей, которые, делая только то, что хотят, добились невероятных успехов!

Одно дело, когда ты делаешь что-то, потому что тебе сказали, что так надо, а другое - когда ты понимаешь, что именно это именно тебе именно сейчас надо для того, чтобы круто исполнить конкретную песню. Я думаю, именно так мастера и становились мастерами - например, тот же Ингви Мальмстин. Я думаю, ему было просто в кайф гонять гаммы, оттачивая траектории и движения пальцев, потому что он видел, что становится крут. Он делал это для себя. А в музшколах людям постоянно ставят в пример кого-то - всяких Бахов и Шопенов. Мужики крутые, но вот конкретно мне не нравится 99% того, что они сделали, мне это эмоционально непонятно и неблизко, а их техника мне нафиг не нужна. Вот и подумайте, что бы со мной сделали, если бы в детстве меня отдали в музшколу.

В свете сказанного вернёмся к вопросу о том, что песня надоедает. Я скажу, как делаю я. Как только я чувствую, что песня мне надоела, я перестаю ей заниматься. Всё. Это идеальный способ сохранить мотивацию. Если продолжить давить, то ты закончишь песню, но провалишься по мотивации в минус, а это намного хуже недоделанной песни.

У меня куча недоделанных песен, но я их доделываю все одновременно. Пописал одну, затрахался, закрыл проект, попил чай, открыл следующую, пописал, посводил, затрахался. Закрыл проект, попил чай, открыл следующую, пописал... А ещё я помню времена, когда я участвовал в баттлах. И если трек нужно сдавать сегодня, то мне приходилось садиться и выдавливать из себя жуткий шлак против своего желания. 100 подобных треков и мотивация заниматься музыкой пострадала, как СССР во Второй мировой.

Так что мой совет - попробуй так же. Как только чувствуешь, что интересный этап прошёл - переключайся на другую песню, а эту оставь полежать, не доводи себя до утомления, усталости и уныния. Вернись к ней через пару часов. Или вечером. Или завтра. Через неделю. Рефлексы восстановятся, и ты снова найдёшь в ней что-то, что видел изначально. Конечно, уже не так ярко, но всё-таки.

Вот в таком разрезе.

Не удержался и сделал небольшой видеомануальчик по программе VocAlign - она создана для автоматического выравнивания даблов.


1ntroVert