Вывод, к которому я пришёл спустя 6 лет работы со звуком

Сегодня мне один парень написал забавное сообщение:

"привет Вова

а вот я смотрел твой видеоурок уже раза три наверне и ты говоришь "ну вот тут сделаем так , а тут так пока пойдет"

как стаким похуистическим отношением можно достичь такого мастерства с сведении?"

Оно настолько же забавное, насколько и серьёзное. Суть человек ухватил совершенно верно. Казалось бы, если я взялся учить людей, то фразочки типа "А зачем эти ручки - я сам не знаю, просто не будем их трогать" - неприемлемая безответственная хуйня. Однако в этом есть глубокий смысл, как в дзене.

Я давно хотел высказаться на эту тему, и это сообщение послужило последней каплей. Я размышлял об этом в История одного убийцы. Насколько музыкант должен быть звукорежиссёром? Каков идеальный баланс?

Я не стремлюсь к идеальному сферическому качеству в ваууме. Мне похуй на тёплый ламповый звук. Я не разбираюсь в преампах, микрофонах, звуковых картах и прочем железе. Все эти железки для меня - как китайцы - все на одно лицо, и единственный критерий, по которому я ориентируюсь, это цена. Чем дороже - тем лучше, причём, скорее всего, разницу я не услышу, а буду просто верить. Почему такое похуистичное отношение?

Потому что для меня главное - материал. Можете считать это моим главным секретом. Правильно написанный материал исполняется на отлично практически сам собой. Без усилий. Это касается, например, отсутствия у меня в тексте ошибок вроде "Много согласных подряд, которые я не могу выговорить" - этим часто грешат начинающие, которые пишут текст, отталкиваясь не от всех параметров (смысл и звучание), а только от одного. Например, только от смысла. Я же сразу просчитываю, как я буду эту строчку читать, и если я читаю её и слышу, что звучит она дерьмово, я её переписываю тут же, не дожидаясь дня записи, когда я начну записывать и после 10-го тейка пойму, что этот текст мне не по зубам и либо придётся оставить говно, либо нужно в спешке придумывать другие слова.

Очень много времени сливаю на придумывание мелодии припевов. Иногда она придумывается сразу, иногда приходится её изобретать. Но цель всегда у меня одна и та же: мелодия и ритм припева должны пиздато звучать (1) и легко исполняться (2). Если одного из этих пунктов не будет - нахуй такой припев, он только испортит песню и обнулит всю остальную работу. Так же я работаю над смыслом строк, рифмами и так далее - всё это я описал в разделе Как писать песни. В итоге всей этой работы у меня получается песня, которую я могу исполнять одним тейком на концертах и не задыхаться. Естественно, такую песню намного легче записывать, чем когда текст написан без учёта вдохов и исполнитель через каждые 4 строчки задыхается и вынужден писаться тейками.

Поэтому когда я подхожу к микрофону записывать песню, я уверен в материале на 100%, я знаю, что это мне по силам, я знаю каждую ноту припева, я знаю, где мне брать вдохи в куплетах, я знаю, где сложные места по дикции, и так далее. Поэтому же у меня не возникает проблем с кривыми даблами или бэками - я кладу всё почти идеально ровно.

Вот и вся тайна. Правильный подход - вот, что делает мои песни такими, какими вы их знаете. И что я заметил ещё в 2009-м году, когда записывал альбом "В мире животных" - что удачные дубли слышно сразу, без сведения. Даже если они намного тише, чем надо, и половину слов не слышно. Всё равно такую запись хочется слушать. Если припев спет с правильной энергетикой - пусть даже мимо нот или мимо ритма - похуй, он всё равно заставляет качать башкой. И если мне нравится моя запись до сведения, то после она мне будет нравиться ещё больше. Но если она мне не нравится до сведения, то после тоже не будет нравиться. Всё это я проходил тысячи раз. К чему я это?

К тому, что качество вторично. Естественно, даже самый гениальный материал, записанный с шипением и перегрузами, репита удостоен не будет. Разумеется, есть грань. но грань эта перекошена очень сильно в сторону материала, а не качества. Давайте грубо примем, что соотношение важности качества и важности материала - это 1:9.

Напрашивается вопрос "Ну и что?". А то, что это в корне меняет действия тех, кто сам себе звукорежиссёр. Это значит, что 90% времени нужно посвящать прокачиванию скилов, отвечающих за материал, и только 10% времени - на прокачку звукарских скилов. Представьте это конкретно в своей жизни. 9 часов в день вы работаете над развитием своих авторских способностей и только 1 час - над развитием звукарских. 9 часов я читаю книгу Юрия Никитина "Как стать писателем", читаю чьи-то стихи и выписываю интересные ритмические рисунки, образы и рифмы. Я слушаю другую музыку, запоминая ходы для будущих минусов, темы для песен или просто удачные образы, которые отлично подойдут к моим песням. И только час я читаю о том, как работает компрессор, как вырезать шум и как делать финальный микс громче. Почему? Потому что хорошую песню будут слушать на репите даже если микс тихий. А говняную песню не будут слушать, даже если микс громкий.

99% всех, кого мы слушаем, являются нашими кумирами НЕ за качество. Послушайте "Вечного жида" Оксимирона - бешеная перекомпрессия и вообще сведение через жопу по всему альбому. Послушайте Джоннибоя - та же перекомпрессия и никаких сверхъестественных навыков звукаря. Послушайте Нойза - где там космические фишки сведения? Послушайте Эминема. Тоже минимум каких-то немыслимых фишек, да и то, не в самых хитовых песнях. Кстати, об Эминеме. Обратите внимание, что он выжимает максимум из своего голоса, не надеясь на эффекты. Если он кого-то пародирует, то делает это сам. А как делают русские рэпперы?

-Ну давай мы щас меня запишем, а ты потом изменишь мне голос, типа это не я говорю.

И получается полное говно. Почему? Потому что то, что делает Эминем - это смежный навык (смежный с музыкой) - актёрское мастерство. Эминем этому специально учился. Сам учился, не в театрах. Он тратил каждый день время на оттачивание своих навыков. Эминем - это Шварценеггер в рэпе. Шварценеггер качал железо и 7 раз стал мистером Олимпия. Он качал железо каждый день. А Эминем точно так же каждый день фристайлил, читал, писал, записывал и слушал. Все навыки универсальны. Все победители используют один и тот же закон: кто постоянно тренируется - побеждает. Кто не тренируется - не побеждает. То, что делают русские рэпперы - попытка ничего не делать и получить результат. Какие действия - такой и результат. Кстати, это касается и автотюна.

-Давай запишем меня, а ты потом сделай меня, как Ти-Пейна.

Ага. Чтобы звучать, как Ти-Пейн, нужно изначально спеть на 90% так, как ты хочешь, чтобы звучал финальный результат. А автотюн даст только свой фирменный призвук и потюнит голос, не более. Это нужно чётко понимать. Это вообще касается большинства эффектов. Хочешь отпитчить свой голос в южном стиле? Для этого нужно найти подходящую читку. Да-да. Мало просто зачитать своим обычным голосом, а потом просто сделать лоу-питч. Нужно зачитать 10 или 20 дублей разным голосом, потом их отпитчить, и потом выбрать, какой из вариантов лучше питчится. И им перечитать. Это гарантирует качественный результат. А случайные попытки "сделать круто" обычно заканчиваются серой хренью. И это не просто мелкие советы практикующего звукорежиссёра. Это - часть моего подхода.

Следующий момент, тоже концептуальный. 21-й век предъявляет повышенные требования вообще ко всем профессиям. Например, раньше вокалист мог красиво петь, стоя на сцене, и этого было достаточно для абсолютного успеха. Сейчас большего успеха добьётся вокалист, который не только красиво поёт, но ещё и красиво двигается на сцене. А ещё большего достигнет тот, кто ещё может петь на двух или трёх языках. А круче этого тот, кто вдобавок к перечисленному ещё и будет накачан, как мистер Олимпия. Кто больше умеет, тот в итоге побеждает.

3:51
Mr. Zer0 - Mathematician

Но если танцы и спортивное телосложение на качество песен не влияют, то понимание основ звукорежиссуры - влияет очень сильно. Например, я знаю, какие эффекты я могу повесить на акапеллу, и поэтому ещё при написании текста я продумываю паузы для эффектов. Эти паузы невозможно сделать в записанной акапелле - из песни слОва не выкинешь. Возьмём паузы для дилеев. К примеру, послушайте 3-й куплет моей песни Математик, 2:38, фраза "Я - эхо девяностых". Паузу после этой строчки я осознанно сделал ещё при написании текста, потому что знал, что там будет звучать дилей, и что если там будут какие-то слова, то всё, что я получу - это кашу. Или если я хочу на какую-то фразу повесить какой-то тяжёлый эффект с длинным хвостом реверберации, то чтобы не возникло каши, после этой фразы я обязан предусмотреть паузу - чтобы хвост рассеялся до начала следующей фразы.

Или взять такой нюанс: ввиду своего опыта я при прослушивании минуса (Если его делал не я) сразу оцениваю, сколько в нём есть свободного пространства (для голоса), и сколько дорожек туда можно записать. Есть минуса очень плотно звучащие - туда можно втиснуть только одну дорожку голоса, причём даже бэкам уже места не останется, а если их всё-таки дописать, то получим кашу. А есть минуса очень просторные, куда можно записать основную капу, стерео-бэки (хоть в 5 дорожек), плюс 2 дорожки аиров, и при этом будет слышно каждую из дорожек и каждый инструмент минуса.

Это же "чувство свободного пространства" позволяет не совершать ошибок при написании минусов. У меня часто возникает соблазн напихать 33 инструмента в минус, но буквально уже после 3-го я слышу, что переборщил. Ибо если я к этим 3-м ещё добавлю голос со стерео-бэками, то опять получится полная жопа. То есть, что я имею в виду: мои навыки звукорежиссёра не дают мне совершать ошибки как композитору.

Я считаю, что определённым минимумом знаний и навыков по звукорежиссуре должен владеть КАЖДЫЙ музыкант. И пользоваться Кубейсом тоже должен каждый - благо, это просто, как работать с калькулятором, просто нужно этому научиться. И естественно, не самому пытаться выяснить назначение всех кнопок, а пообщаться со знающим человеком, который, кстати, первым делом объяснит, что из этих тысяч кнопок нужны только 20.

Этот минимум навыков конечен, его можно уложить в несколько уроков, и не нужно тратить годы или даже месяцы на освоение этого. То, что музыканту реально необходимо, осваивается за 2 недели ежедневных целенаправленных занятий. Мне просто жалко время наших русских музыкантов, и поэтому я делюсь своим опытом в форме видеоуроков.

Самообучение - это каменный век. На обучение тому, что я умею, я в целом потратил пять лет. Тогда как сейчас я понимаю, что этому можно научиться за 2 недели. Если хотите окончательно приобщиться к моей биографии, рекомендую послушать песню IntroVert - История одного убийцы.

Звукорежиссура - это просто. Тут не на что тратить годы!


1ntroVert