Структура песни

Структура песни, как и все прочие детали, что я описываю, помогает писать песни более продуманные, цельные и запоминающиеся. Структура – это взаимосвязь частей, образующих целое. Внешнее проявление структуры – известное «куплет-припев-куплет-припев-соляк-припев-припев». Но это всего лишь форма, а мы возьмёмся за суть.

Написание песни можно сравнить с военной атакой. И первое, что нужно сделать – это придумать стратегию. «Отсюда роту забираем и перекидываем на другой фланг, параллельно устраиваем отвлекающий манёвр и наносим удар в зоне преимущества». Атака без стратегии – что стрельба по мишеням в тумане. То же – с песней.

В определённый момент автор накапливает критическую массу ключевых образов, размышлений, деталей из собственного опыта, сильных оборотов и - садится писать. В этот момент нужно задуматься – какой образ из имеющихся в распоряжении сделать отправной точкой, а какой – конечной? Т.е. выработать стратегию. Какие образы бросить в атаку в первом куплете, какие козыри приберечь для последнего, чем щегольнуть в припеве.

На этом этапе существует огромное количество ветвей развития, поэтому логика, о которой я так пекусь, поможет отсеять 99% нежизнеспособных вариантов и оставить перед автором 10 самых острых и интересных.

Можно сравнить с боевыми искусствами. Со стороны кажется – ну два мужика стоят друг напротив друга. Тысячи вариантов существует того, как один может ударить другого. Ага. Позанимайся два года – и поймёшь, что реально рабочих, принципиально различных вариантов – пара десятков. Все остальные – ошибочные и ведут к мату в 3 хода с переломами, потерей сознания, болевыми приёмами или удушением.

То же - в шахматах. В каждой позиции можно сделать сотню ходов, но максимум 5 из них приведут к приемлемому результату, а по-хорошему, объективно лучший ход – один.

Сравнения неслучайны. И шахматы, и БИ, и музыка – это искусство. Законы – общие. И в данном случае закон стратегии состоит в том, что у песни должны быть начальная точка и конечная. И автор ведёт слушателя от одной к другой.

Я лично воспринимаю песню как рассказ в сжатой форме. По этому поводу я снова отсылаю к Библии любого пишущего человека – Ю. Никитин – Как стать писателем. Кто-то сказал: чтобы написать рассказ, в голове нужно держать роман. Так вот я продолжу мысль: чтобы написать песню, в голове нужно держать рассказ.

Вы видели рассказы, в которых автор рассказывает «то об одном, то о другом», т.е. просто бредит на бумаге? Подозреваю, что не видели, а если видели, то где-то в недрах инета, но никак не в большой печати.

Хорошие же рассказы - читателя ведут. Даже если это одно большое размышление или страдание юного Вертера. Даже если автор на 30-ти страницах описывает соплю на асфальте – всё равно в хорошем рассказе будет развитие. Сначала сопля будет тёплая и мерзкая, а в конце замёрзнет и станет красивой льдинкой. Этакий Гадкий соплёнок.

Помните песню Любэ – Берёзы? Расторгуев начинает с вопроса «Отчего так в России берёзы шумят?», потом в течение песни рассказывает свои переживания; но когда заканчивает, у внимательного слушателя остаётся вопрос «Ну и что?». Водил нас Коля, водил, и никуда не привёл, хотя в последнем куплете даже применил модуляцию на полтона вверх!

А ведь переживания можно было вести из пункта А в пункт Б. Например, начал с вопроса – далее перебирал ответы на вопрос, а в конце песни нашёл ответ и сказал бы что-то типа «Вот отчего так в России берёзы шумят». Вопрос – поиск – ответ. «Все расходятся довольные по домам».

Пример песни на похожую тематику, которая ведёт - Любо (братцы жить). Сначала выгнали лошадей, потом автора застрелили, а потом он рассуждает о том, что будет после его смерти. Повествование не стоит на месте 4 куплета и не описывает, как там эти лошади возле Терека скакали. Нет, наоборот - всё движется, всё очень динамично.

И мы плавно подобрались к структуре. «Вопрос – поиск – ответ» - это один из вариантов структуры песни. Давайте возьмём песню, в которой автор не схалтурил, как Расторгуев, а довёл дело до конца. «Я спросил у ясеня». Ага? :) Начал с вопроса, всю песню искал ответ и в конце нашёл. Вот вам структура в чистейшем виде.

Муслим Магомаев - Лучший город земли. Первый куплет – проблема (Ты никогда не бывал в нашем городе светлом?! ОМГ!). Второй – решение (Ты к нам в Москву приезжай!). Третий – авторский комментарий. Итак, проблема – решение – комментарий.

Кому-то могло показаться, что понятие «вести слушателя из точки А в точку Б» касается только повествовательных песен с активными действиями типа «Украл, заметили, побежал, споткнулся, догнали, замочили». Но я специально взял песни без действия, где автор спрашивает у деревьев, где его любовь, но в результате совершенно определённо приходит вместе со слушателями к ответу. Т.е. даже в чисто рассуждательной песне путь может и должен быть реален, слушатель должен его увидеть и пройти! То же самое можно было сделать с песней Максим, о которой я писал.

И вторая песня, где сначала автор описал, чего вы лишились, не будучи москвичом, а далее рассказал, что нужно делать, чтобы исправить этот казус. :) В пределах куплетов там логики особой нет – можно всё поменять местами. Но куплеты местами не поменять, иначе порвётся нить повествования. Нить Ариадны, цепляясь за которую, доверчивый слушатель идёт вслед за Магомаевым.

Имея в тексте такую нить, песня будет вызывать однозначное чувство, как осязаемый материальный предмет. Если же нити нет (как у практически всех песен) – нет контроля, нет общего чувства, песня разваливается и рассыпается. Текст постоянно нужно обновлять в памяти, потому что он бессвязный и без поддержки забывается.

Ну а раз мы решили, что в песне автор ведёт из пункта А (начало) в пункт Б (конец), то самые сильные аргументы-образы логично использовать именно в этих местах. То бишь начать с сильно-цепляющей фразы, и закончить такой же смачной фразой, которая после прослушивания будет пульсировать в мозгу какое-то время.

Давайте теперь возьмём абстрактную типичную песню про любовь. Какова её структура? Такова: проблема. :)))))) Автор поёт о том, что он любит безответно и открыто, либо безответно и тайно, либо любит взаимно, но какой-то геморрой ему мешает быть счастливым (студенческая любовь на расстоянии), либо вообще ничего не мешает и всё супер… Кстати. Есть такая песня, это уже не абстракция. :)

Это песня Игоря Николаева – «Как ты прекрасна». Он поёт о том, что она прекрасна. Как красиво щурится и как ему грустно без неё. А после соляка даже зачем-то модуляция на тон вверх, причём я каждый раз представляю, что в этот момент она превращается в вампиршу (т.к. я надеюсь на развитие в песнях до последнего – я как Иисус - верю в людей :).

Как говорил Noize MC в таких случаях «Ты спросишь – для чего вообще я вышел к микрофону? – Ну рэппер должен ведь что-то читать поверх музона!».

Так вот Нойз прав в том, что если художественное произведение не описывает конфликт, то – на хрена тогда? Чтобы «что-то читать поверх музона»?

Если нет конфликта – то нет и проблемы, нет поиска решения, нет ответов и нет движения. Так что песня о любви на уровне «проблема» - это, оказывается, ещё не худший вариант. Самую худшую песню о любви написал Игорь Николаев. Её структура такова, записывайте: «Нет проблемы». :))))))))))))

Но большинство плохих песен о любви всё же имеют один этаж – статичное описание проблемы. Кратко это можно описать так: «Я кого-то (не) люблю, и есть такая-то проблема».

Если у вас есть такая одноэтажная песня, вы можете выкинуть второй куплет (он о том же, о чём и первый, а значит, лишний) и на его месте написать поиск решения. Таким образом вы создадите новое измерение песни (по сравнению с первым куплетом).

Например, если первый куплет выражает мысль "Я тебя люблю", то второй можете писать в стиле «Вот пока я тебя не знал, я был свободен! Верил в любовь и надеялся встретить бла-бла». Описываете что было до встречи. Или «Через много лет я всё это забуду и от моей несчастной любви останутся только письма (эта песня), фотографии и бла-бла». Описываете что будет после. Или «А вот если бы на моём месте оказался Джордж Клуни, он бы твоему хахалю просто морду набил, да ещё и ограбил бы его». Описание альтернативной реальности.

Переходом из состояния А (первого куплета) в состояние Б (второго куплета), вы даёте объёмный взгляд на ситуацию. Вы показываете слушателю, что вы вообще способны мыслить и выходить за пределы коробки одной проблемы. Показываете, что пытаетесь вырваться. Это и есть поиск. И вы тянете слушателя за собой, хочет он того или нет.

Это уже структура. И вашу песню, как бы погано она не была исполнена в белую палочку под расстроенную гитару, даже самый глухой кретин выделит среди сотни других песен. Потому что в других песнях он все 3 минуты спал, а тут вы его протащили из одного состояния в другое, заставили сопереживать и совершать умственную деятельность. Теперь он соучастник, он не сможет остаться равнодушным.

Третий этаж – решение. Такая песня уже выделится из кучи, даже если её записать на мобильник. :)

Надеюсь, после создания такой трёхэтажной структуры у ищущих авторов плавно активируется изобретательский участок мозга и другие виды структур они уже придумают сами. Попробуйте.

Свою лучшую (на мой взгляд) песню я написал по структуре проблема-решение-последствия-комментарий. И каждый раз, когда я её слушаю, я вижу перед собой Эйфелеву башню. Логичную, прочную, непоколебимую. Песня стала осязаема.

Причём когда я писал, я не осознавал, что есть структура. Я только чувствовал, что песня должна вести слушателя вместе с главным героем, чтобы в каждой следующей строчке была новая мысль и развитие, чтобы не топтаться на месте.

Легко можно написать чего-нибудь по схеме проблема-последствия, намеренно опустив решение, чтобы слушатель догадывался, что же за решение там автор принял, что теперь у него такой геморрой. :) Это уже близко рассказам О. Генри, где решение от читателя сначала скрывается, а открывается только в конце, в результате чего смысл всего рассказа поворачивается, как на дверной петле, на 180 градусов.

Короче, переставляйте блоки местами, придумывайте новые какие хотите – и каждый раз вы получите новую структуру.

Структуры в готовом виде можно брать из рассказов Веллера, Пелевина, либо классиков – О. Генри, Чехова и тысяч других.

Ещё по инету ходит электронная статейка Веллера – «Технология рассказа». Кроме мелких полезных моментов там в конце есть разбор оригинальных способов организации рассказов (т.е. это и есть структура). Двойные окончания, фальшивые конфликты, ошибочные решения, многомерные описания и чёрт знает сколько ещё разновидностей структур, которые можно приспособить под песни.

Кто ищет – тот найдёт. Я лишь указываю дверь, войти ты должен сам.

Mr. Zer0


1ntroVert